Краевое исследование «Книга как память о войне»

Просмотров за неделю: 8
Просмотров за месяц: 47
Просмотров за год: 227

2015 год для нашей страны проходит под знаком 70-летия Победы. Мы много знаем о войне, искренне чтим память о ней. Того же ждем и от молодежи, забывая, что они выросли в новой стране, в другом времени. Сегодняшнее поколение молодежи уже правнуки переживших Великую Отечественную войну. Что для них День Победы? Что знают они о войне 1941-1945 гг.? Читают ли они книги о войне? Может ли жесткая и неприкрытая правда о нашей истории, показанная в современных фильмах и современной литературе о войне, лишить подрастающее поколение любви к Родине, чувства патриотизма? Что представляет собой фонд литературы о войне и как он используется? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, МБУК Централизованная библиотечная система приняла участие в краевом исследовании «Книга как память о войне». Исследование проводилось в январе-феврале 2015 года.Выборка респондентов была случайная.Участие в нем приняли 90 человек, что составляет примерно 3 % пользователей в возрасте от 15-24 лет, зарегистрированных в библиотеках МБУК ЦБС в 2014 г. (из 2965 пользователей). Среди них 41 пользователь в возрасте от 15-18 лет, 23 пользователя в возрасте от 19-21 года и 26 пользователей в возрасте от 22-24 лет. По социально-профессиональному статусу респонденты распределились по следующим категориям:
- школьников (34 чел.), студентов (10 чел.) и работающей молодёжи (46 чел.).Читательский стаж у большинства респондентов от 5-10 лет (57 чел.). Лишь у 13 человек читательский стаж менее одного года.

Цель исследования:

  • модернизация и повышение эффективности деятельности библиотек по патриотическому воспитанию молодежи;
  • популяризация литературного наследия о Великой Отечественной войне и современной военно-патриотической публицистики.

Задачи исследования:

  • изучение чтения молодежи о Великой Отечественной войне;
  • актуализация деятельности библиотек по патриотическому воспитанию молодежи, повышению ее эффективности;
  • разработка методической основы для творческой деятельности, позволяющей поддержать интерес молодежи к чтению военно-патриотической литературы.

Методы исследования:

  • анкетирование молодежи - пользователей библиотеки;
  • анкетирование библиотекарей;
  • анализ деятельности библиотек по патриотическому воспитанию молодежи;
  • анализ состава и использования фонда военной тематики.

Результаты исследования.

Как показало исследование, 70-летие победы в Великой Отечественной войне будет праздником для большинства респондентов (83 человека). Это говорит о высоком уровне патриотического и гражданского самосознания у опрашиваемой группы пользователей библиотек. Лишь 7 человек сомневаются в ценности этого праздника.

К сожалению, в структуре чтения пользователей библиотек, чтение книг о войне занимает не первые места. Менее половины опрошенных респондентов (43 человека) читают книги о Великой Отечественной войне. Порадовал тот факт, что самый популярный мотив чтения – «хочу знать лучше историю своей страны, правду о войне» (19 человек), на втором месте по – популярности «необходимость, связанная со школьной программой» (17 человек). 12 человек – «Просто любят читать о подвигах и боевых действиях». 40 респондентов читают военно-патриотическую литературы лишь «иногда». При этом именно в возрастной группе от 22-24 лет, этот ответ выбрала половина респондентов. И это объяснимо, так как респонденты данной группы уже работают, необходимости читать «по учебе, по принуждению» у них нет. И тот факт, что они обращаются к военной книге хоть иногда, можно рассматривать как положительный фактор. Лишь восемь респондентов вообще не читают книги о войне. 5 из них находятся в возрастной категории от 15-18 лет. 3 респондента, являются работающей молодежью и имеют другой круг читательских предпочтений.

Большинство респондентов (63 человека) предпочитают чтение художественных книг о войне. 26 респондентов предпочитают исторические книги и лишь 7 респондентов читают мемуары о войне.

Ответы респондентов на вопрос: «Какие из романов, повестей, стихов и мемуаров о Великой Отечественной войне Вы читали?» показали, что читали они в основном книги, включенные в школьную программу.Лидирующее место в круге чтения книг военной тематики занял М. Шолохов «Судьба человека» и «Они сражались за родину» (71 респондент). На втором месте по - популярности – Борис Васильев «А зори здесь тихие...» и «Завтра была война» (69 респондентов). Третье место досталось стихотворениям А. Твардовского «Василий Теркин» и «Стихи» (66 респондентов). Следующими по - популярности были названы произведения: "Молодая гвардия" А.Фадеева; "Повесть о настоящем человеке", К.Симонова; «Обелиск», «Сотников» «Пойти и не вернуться» В. Быкова; «Прокляты и убиты», «Где-то гремит война» В. Астафьева; «Убиты под Москвой», «Это мы, господи» К Воробьева; Стихи Ю. Друниной; Горячий снег", «Батальоны просят огня» Ю.Бондарева, «"Семнадцать мгновений весны" Ю.Семенова; «Иван» и «В августе сорок четвертого» В. Богомолова и др. Многие респонденты выбирали ответ «слышали о произведениях, но не читали». Как оказалось, ни один из опрошенных респондентов не читал Ю. Домбровского «Обезьяна приходит за своим черепом», Д. Гранина «Мой лейтенант». Лишь по одному респонденту читали А. Адамовича «Я из огненной деревни», Е. Ржевскую «Берлин, май 1945» и В Тендрякова «Донна Анна».

Самой запомнившейся книгой для респондентов стал роман М. Шолохова «Судьба человека», его назвали 26 респондентов. На втором месте Б. Васильев «А зори здесь тихие» -16 респондентов. 13 респондентов не смогли назвать ни одной книги, которая бы смогла произвести на них наибольшее впечатление. Следующий по популярности ответ- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» (8 чел.). Были названы и такие известные произведения как, Твардовский «Василий Теркин», В. Быков «Сотников», «Обелиск», Семенов «Семнадцать мгновений», С. Смирнов «Брестская крепость» и др.

Как показало исследование, самым популярным произведением о Великой Отечественной войне, о котором респонденты только слышали, стала «Брестская крепость» С. Смирнова (36 чел.). На втором месте – «В окопах Сталинграда» В. Некрасова (24 чел). Третье место заняли произведения К. Симонова «Мертвые и живые», «Из записок Лопатина» и «Двадцать дней без войны» (23 чел.). Далее ответы расположились в следующем порядке – С. Алексиевич «У войны неженское лицо» (22 чел.); А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга» (21 чел.); Ч. Айтматов «Ранние журавли» (21 чел.); Ю. Семенов «Семнадцать мгновений войны» (21 чел.); В. Богомолов «Иван», «В августе сорок четвертого» (21 чел.); О. Берггольц «Говорит Ленинград» (20 чел.);В. Астафьев «Прокляты и убиты», «Пастух и пастушка»; В. Войнович «Жизнь и необычайные приключения солдата Чонкина» (17 чел.); Ю. Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня» (16 чел.); В. Быков «Обелиск» «Сотников»; Б. Балтер «До свиданья, мальчики» (16 чел.); М. Алексеев «Ивушка не плакучая», «Бессмертие»; А. Фадеев «Молодая гвардия» (14 чел.).; Б. Окуджава стихи (13 чел.) и др.

Как оказалось многие достаточно известные произведения о Великой Отечественной войне не только не входят в круг чтения молодых респондентов, но они даже не слышали о них. На первом месте среди неизвестных молодежи произведений А. Адамович «Я из огненной деревни» (75 человек), на втором месте Ю. Домбровский «Обезьяна приходит за своим черепом» (70 чел.). Третье место поделили между собой «Сотворение мира» В. Закруткина, «Непридуманное» Л. Разгона и «Донна Анна» В. Тендрякова (по 69 чел.). Произведения Е. Максимова «Письма из танка», «Не забудь в дальней стороне…», В. Семина «Нагрудный знак «OST», «Стихи» Б. Слуцкогои «Война»И. Стаднюка не знакомы 68 респондентам.66 респондентов никогда не слышала о таких произведениях, как «Гром и молния» Е. Воробьева, «Мой лейтенант» Д. Гранина и др.

Что же привлекает опрошенных в этих книгах? Самый популярный ответ – «преодоление человеком трудностей, становление характера» (42 респондента). Ответ очевидный для «сильного русского человека». 39 респондентов привлекают «яркие характеры, необычные судьбы», 22 респондента предпочитают «занимательный сюжет». «Психологий героев» занимает 11 респондентов и лишь 10 респондентов интересует «описание военного быта».

На вопрос «Творчество какого автора о Великой Отечественной войне наиболее близко Вам?» большинство респондентов (30 чел.) не смогли ответить. На втором месте Б. Васильев (18 чел.), третий по - популярности ответ – В. Быков (10 чел.). Затем следуют ответы – М. Шолохов, Ю. Семенов, Е. Воробьев, Ю. Бондарев. Некоторые респонденты назвали В. Астафьева, Б. Окуджаву, С. Смирнова, Ю. Друнину, М. Алексеева.

Как показало исследование наиболее авторитетными советчиками и руководителями чтения являются учителя (47 респондентов). К сожалению роль библиотекаря, в этом вопросе невелика, лишь 20 респондентов пользуются рекомендациями при выборе книг о войне. Часть респондентов предпочитают узнавать информацию из сети Интернет (19 чел.). Гораздо менее авторитетны для опрошенных советы товарищей, библиотечные мероприятия.

Как показало исследование, практически половина респондентов «Присутствовали ли на мероприятиях военно-патриотической тематики в библиотеке» (44 респондента). Впечатления от посещения мероприятий положительные: «было очень интересно, рад что попал на мероприятие», «хорошие впечатления», «трогательно», «понравилось», «очень понравились стихи о войне», «испытываю чувство гордости за своих предков». Лишь один респондент написал, что «было скучно».

На вопрос, «Какие библиотечные мероприятия Вы считаете наиболее эффективными, помогли бы Вам лучше узнать правду о Великой Отечественной войне?» большинство респондентов ответили «встречи с интересными людьми, ветеранами» (53 респондента). На втором месте - «книжные выставки» (21 респондента). Порадовал тот факт, что 15 респондентов предпочитают «беседы с библиотекарем». Практически не популярен ответ – «клубы по интересам» (2 респондента).

Одним из самых сложных для респондентов и интересных для нас, библиотекарей был вопрос «Читали ли Вы произведения военной темати¬ки о Приморском крае? Если да, то, какие книги вам знакомы?».Оказалось, что лишь 14 респондентов читали книги военной тематики о нашем крае. Самый популярный ответ - В.М. Ефименко «Маньчжурский август» (14 чел.), на втором месте -Г.М. Марков «Орлы над Хинганом» (11 чел.), на третьем месте - А.Я. Котенев «Грозовой август» (5 чел.). Лишь 4 респондента читали Августовские грозы. Советские писатели о победе на Дальнем Востоке в августе 1945 года: Сборник», лишь один респондент знаком с произведением В.О. Богомолова «Жизнь моя иль ты приснилась мне». Ответы на данный вопрос позволили скорректировать деятельность библиотек по литературному краеведению.

Как показало исследование, практически все респонденты не смогли назвать произведения о Великой Отечественной войне, появившиеся впоследние годы и порекомендовать их для чтения (82 респондента). Один респондент считает, что «новые произведения не могут сравниться со старыми», два респондента «не слышали о таких». Поступило предложение переиздать В. Кондратьева «Сашка» и «План Барбаросса» Пикуля. Анализ ответов респондентов на данный вопрос показывает необходимость библиотекарям активнее рекомендовать пользователям новую литературы о войне, используя формы массовой работы – книжные выставки и массовые мероприятия и конечно же, рекомендуя книги лично читателям в индивидуальных беседах.

«Назовите книги, которые, на Ваш взгляд, незаслуженно забыты и их нужно переиздать?». На этот вопрос большинство респондентов (85 человек) не смогли ответить. Единично поступило предложение переиздать книги Твардовского, Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», «Горячий снег». Ответ на этот вопрос может свидетельствовать о том, что данная группа респондентов не компетентна в этом вопросе и мало читает военно-патриотическую литературу.

Большинство респондентов считает, что в будущем сохранится ли интерес к теме войны (77 чел.)При этом 66 человек считают, что это наша история, ее необходимо сохранить в памяти людей, надо больше проводить мероприятий на эту тему, создавать новые книги и кинофильмы. 19 респондентов считают, что для этого ничего не нужно, людям будет очень интересно знать, как народ выстоял, защитил свою страну и весь мир от фашизма. Лишь 7 человек из опрошенных считают, тема войны, уже не актуальна.

Большинство респондентов считают, что в библиотеках достаточно книг о Великой Отечественной войне (55 человек). 31 человек плохо знакомыми с фондом книг военной тематики и затрудняются ответить. И лишь четыре респондента считают, что книг недостаточно.

Выводы: Таким образом, исследование показало, чточувство патриотизма, гражданского самосознания присуще современной молодёжи. Ожидание великой юбилейной даты празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне тому подтверждение. Молодые люди желают лучше знать историю своей страны, духовный подвиг народа, примеры величия человеческого духа, стойкости, героизма - это респонденты. А вот школьники связывают это с необходимостью программного обучения.

Молодёжь довольно много читает художественной, исторической, мемуарной литературы, знает и ценит творчество писателей. Она хочет общаться с ветеранами, знакомиться с книгами на выставках, посещать тематические вечера.

Однако необходима модернизация и повышение эффективности деятельности библиотек по патриотическому воспитанию молодежи; более активная популяризация литературного наследия о Великой Отечественной войне и современной военно-патриотической публицистики, особенно краеведческой тематики. Возможно использование новых интерактивных форм массовой работы.

В дальнейшем будет принято решение активнее комплектовать фонд библиотек современными изданиями военной тематики, которые, несомненно, найдут своего читателя, а также рекламировать уже имеющуюся литературу в фонде.

Анализ результатов анкетирования позволяет сделать вывод: несмотря на то, что сегодня молодой человек имеет большие возможности для получения информации через телевидение, радио, Интернет, книга все равно остаётся одним из главных источников получения знаний. Литература о войне вызывает интерес у большинства читателей, к теме войны обращаются как в рамках учебного процесса, так и в связи с желанием узнать новые факты из истории Отечества, к периоду войны на территории родного края. Но интерес это нужно постоянно подогревать, используя весь арсенал библиотечного инструментария. Сегодня патриотическое воспитание – это комплексная система, включающая в себя большое количество направлений и сфер деятельности. В нем содержатся не только социальный, но и духовно-нравственный, культурно-исторический, военно-исторический, идеологический компоненты. И библиотекам нужно активнее включаться в процесс патриотического воспитания. Ведь именно патриотическое воспитание позволяет развивать у подрастающего поколения важнейшие духовно-нравственные и социальные ценности.

Круг Е.В., зав. методико-библиографическим отделом ЦГБ