К 125 - летию со дня рождения русского писателя Константина Георгиевича Паустовского(1892-1968)

Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – классик русской литературы XX века, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров. Он большой мастер слова,  мудрец  с лирическим восприятием действительности и  тонкостью художественной манеры. Паустовский заставляет людей вспомнить о том, какими они были в детстве, как чиста была их юность. Он заставляет людей прислушаться к голосу собственной юности и оценить ее снова и снова.            

О начале своей жизни Паустовский рассказывает в книге «Далекие годы», первой из серии его книг «Повесть о жизни:   «Родился я в 1892 году в Москве, в Гранатном переулке, в семье железнодорожного статистика. Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот».  Моя мать - дочь служащего на сахарном заводе - была женщиной властной и неласковой. Неласковость ее была напускная. Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них "что-нибудь путное".

Семья была большая, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло в Украине - сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии.    Учась в последнем классе, Паустовский написал свой первый рассказ, который был напечатан в киевском литературном журнале "Огни". С тех пор решение стать писателем завладело Константином Паустовским полностью.  Два года проучился на естественноисторическом факультете в Киевском университете, подрабатывая репетиторством. В 1914 году Паустовский перевелся в Московский университет и переехал жить в Москву. Началась первая мировая война. Не закончив учебу, пошел работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста.

Свою Литературную деятельность П. начал серией новелл, изображающих жизнь моряков и быт приморских южных городов. Писателя остро интересует проблема несоответствия мечты и действительности. Он уделяет особое внимание образу «мелкого» человека. В большинстве своем реалистические новеллы Паустовского проникнуты лиризмом.    «Писательство соединяло в себе все привлекательные профессии мира… и стало моей единственной, всепоглощающей, порой мучительной, но всегда любимой работой» – вспоминал Паустовский.

Романы Паустовского сегодня - это виртуальное путешествие во времени. Только не в будущее, а в прошлое. Оно открывается совсем с другой стороны, чем мы привыкли о нем думать и говорить. Наше прошлое населено необычными людьми с широким кругозором и богатым внутренним миром.     

В романе «Блистающие облака»  герои чувствуют себя включенными в практику революционной действительности. В повести «Кара-Бугаз»  сочетается  романтический пафос с реалистическим изображением явлений действительности. Кара-Бугаз — залив Каспийского моря, содержащий в себе сотни миллионов тонн мирабилита (глауберовой соли), миллионы тонн брома, барита, серы, известняка, фосфоритов. Эти колоссальные богатства, освоить которые была бессильна старая самодержавная Россия, начинает широко разрабатывать пролетарское государство. Повесть в изобилии включает в себя исторические документы, здесь органически соединились элементы художественного очерка, литературы путешествий, драматически насыщенной новеллы о гражданской войне, психологического эскиза. Отличительная особенность книги и в том, что она как бы обращена в будущее, окрылена романтической целеустремленностью.

В повести «Судьба Шарля Лонсевиля» Паустовский  действие развертывается в эпоху Николая I. Повести свойственны лаконичный, строго вычерченный сюжет, вбирающий исторические факты, лица, события, остро проведенные линии классовой борьбы, яркие характеристики, взволнованный и мужественный язык.    

В годы Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом, писал очерки и рассказы. В последние годы жизни  он работал над большой автобиографической эпопеей «Повесть о жизни» (1943–1963). Эта эпопея является своеобразной историей поиска автором-героем самого себя, смысла жизни, наиболее полнокровных связей с миром, обществом, природой. История здесь проникнута глубоко личным, выстраданным чувством.

К. Г. Паустовский заслужил высокую оценку своего творчества, данную виднейшими деятелями и писателями нашей эпохи. Многие его произведения переведены на немецкий, французский и английский языки. Паустовского очень любили и ценили его современники. Композитор Дмитрий Шостакович признавался, что многие его произведения были навеяны чтением Паустовского. Шагинян приводит слова Шостаковича в одном из писем к ней: «Ни у кого из современников нет такого духовного, тонкого и проникновенного слияния с природой, с родиной, как у Паустовского».

Можно не читать “Кара-Бугаз”, “Блистающие облака”, но не прочесть в юности “Золотую розу” – это все равно, что не совсем родиться. Некоторые писатели достигли такого уровня, что их книги переросли литературу, стали явлением природы, неотделимой деталью русского пейзажа. После Бунина такие книги создал Паустовский. Россия без Паустовского — это все равно, что русский пейзаж без нивы. 

Машковская Т.В, главный библиотекарь ЦГБ