Владимир Семенович Маканин (1937) к 80-летию со дня рождения

Просмотров за неделю: 8
Просмотров за месяц: 32
Просмотров за год: 97

Страница-другая текста Владимира Семеновича Маканина, прочитанная впервые, вряд ли привлечет любителя холодно-рассудочных построений в духе В. Пелевина или блестяще-медлительной поэтики Саши Соколова. Излюбленные его скобки – не предел стилевой работы с фразой. Но эти же скобки – и знак особой, непосредственной полноты высказывания, «фирменный» знак, «логотип» маканинской прозы.

Критики весьма единодушно отводят Маканину одно из первых мест в ряду современных писателей. Критики давно нашли точное определение маканинскому герою. Это «срединный» человек: средний возраст, средние условия, средние требования к жизни и к себе в жизни. Маканина занимают два персонажа: человек, безнравственно отдающий себя толпе, и человек, себя (свою личность) сохраняющий.

Владимир Семенович Маканин – советский и российский писатель. Писатель родился в 1937 году в уральском городе Орске. Семья его принадлежала к советскому «среднему классу»: отец, Семен Степанович, работал инженером-строителем, мать, Анна Ивановна, была учительницей. При этом к моменту рождения сына семья обитала в бараке.

Детство Владимира Маканина пришлось на военные годы, которые и в уральском тылу были полны нехваток и лишений. Нередко приходилось жить впроголодь. Память об этой поре часто всплывает на страницах его произведений.

После войны семья перебралась в Черниковск – промышленный пригород Уфы. Там Владимир закончил среднюю школу, проявив хорошие способности к физике и математике. После этого он отправился в Москву и поступил в МГУ на механико-математический факультет. Получив университетский диплом (в котором лишь две «четверки» разбавляли череду высших баллов), будущий писатель отработал пять лет в Военно-артиллерийской академии им. Дзержинского. Будни «почтового  ящика» –математические расчеты, командировки на полигоны, соперничество отделов и лабораторий – послужили материалом для дебютного романа Маканина «Прямая линия» (1965 г.). После того, как роман вышел в свет отдельной книгой, автор был принят в Союз писателей.

Но еще раньше, в 1964 г., страсть к литературе пересилила тягу к математике и практические соображения. Маканин оставил свою инженерную профессию и поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Для многих людей с техническим образованием это был тогда легальный способ переместиться в гуманитарно-творческую сферу –примерно в одно время с ним на этих курсах учились Андрей Битов и Тимур Пулатов, Грант Матевосян и Рустам Ибрагимбеков.

По окончании курсов, в 1971 г. Маканин поступил на работу в издательство «Советский писатель» на  должность редактора. В том же году была издана его вторая книга, в которую вошли повести «Безотцовщина» и «Солдат и солдатка».

Cледующий сборник Маканина, «Повесть о Старом поселке» (1974 г.), в основном благодаря его заглавной повести, стал «манифестом» того метода, который писатель взял на вооружение –по меньшей мере на ближайшие двадцать лет. Это подробное, достоверное, иронически дистанцированное изображение повседневной жизни под знаком ее суетной обыденности – с  параллельным выявлением глубинных, архетипических  закономерностей, образующих скрытый от глаз фундамент этой жизни.

Такой подход, явственно, хоть и без вызова, отклонявшийся от соцреалистической магистрали, Маканин искусно и изобретательно воплощал в своих многочисленных повестях, романах и рассказах 70-80-х годов. Они составили сборники «Старые книги» (1976 г.), «Портрет и вокруг» (1978 г.), «Ключарев и Алимушкин» (1979 г.), «В большом городе» (1980 г.), «Голоса» (1982 г.), «Предтеча» (1983 г.), «Река с быстрым течением» (1983 г.), «Где сходилось небо с холмами» (1984 г.), «Человек свиты» (1988 г.) и многие другие.

Произведения Владимира Маканина в это время охотно печатали издательства. Это происходило потому, что темы его повестей и рассказов, их конфликты и коллизии лежали в стороне от привычных проблемных площадок советской прозы, казались идеологически приемлемыми, безвредными. Но по этой же причине журналы, жаждавшие актуальности, мало интересовались его вещами, и творчество Маканина долгое время не попадало в фокус внимания ведущих критиков и в эпицентр громких дискуссий.

У писателя сложилась прочная, хоть и обманчивая репутация добротного «бытовика», изобразителя и аналитика поведения типичных героев в типичных обстоятельствах. Он не входил в группы и обоймы, не примыкал к популярным течениям, не рвался на трибуны и телеэкраны. Маканин усвоил жизненно-творческий стиль и повадку одинокого литературного волка.

С началом перестройки Маканин откликнулся на события как всегда сугубо индивидуальным способом, опубликовав повести «Один и одна» и «Отставший», в которых довольно едко критиковал слабости «шестидесятников», спустя четверть века снова устремившихся в центр общественной жизни. Повести вызвали бурные полемические отклики.

Сам писатель в этот период тоже «вышел из тени», хотя по-прежнему чуждался публичной шумихи. В 1985-1991 гг. он был членом правления СП РСФСР. С 1989 г. Маканин – член исполкома Русского ПЕН-центра. При этом он сохранял репутацию «неприсоединившегося», не участвующего в лютых разборках того времени, будь то идеологических или сугубо групповых.

В произведениях 90-х годов писатель осваивал бурную и неустоявшуюся постперестроечную реальность («Лаз», «Сюр в Пролетарском районе», «Кавказский пленный»), одновременно сводя счеты с советским прошлым, осмысляя его в широкой социально-культурной перспективе («Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Квази»). При этом он использовал выработанную раньше повествовательную манеру, расширяя ее за счет фантасмагории, гротесковых и сюрреалистических приемов.

«История о будущем» в маканинском понимании – история грустная. Однако наиболее пронзительным стал все же реалистический роман о жестоком «сегодня» – «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998 г.). В масштабном романе писатель создал колоритную фреску российской жизни начала 90-х годов. Но главное здесь –безжалостный анализ  «несчастного сознания», индивидуального и коллективного, пораженного кризисом культуры. Герой романа, непишущий писатель-неудачник, на собственном опыте исследует опасности отказа от моральных ценностей и норм, сформированных литературой. Главный герой романа, Петрович, прав в главном: культура и благополучие в России почему-то не уживаются.

В начале нового тысячелетия писатель продолжает работать, упорно и плодотворно. Его произведение «Асан», в неожиданном ракурсе изображающем войну в Чечне, спровоцировало эмоционально заряженные споры о достоверности деталей повествования и о том, насколько автор вправе отклоняться от «правды факта» во имя художественной правды. Масла в огонь полемики добавило присуждение роману главной премии «Большая книга» в 2008 г.

Впрочем, это, конечно, не первая награда писателя. Маканин –лауреат премии «Русский Букер» (1993 г.), Пушкинской премии Фонда А. Тепфера (ФРГ) за 1998 г., Государственной премии РФ за 1999 г., Европейской премии по литературе за 2012 г., премии «Ясная Поляна», в номинации «Современная классика» за книгу «Где сходилось небо с холмами» за 2016 г.

Книги Маканина переведены более чем на два десятка языков, в том числе на английский, испанский, итальянский, польский, шведский, французский, китайский, японский.

По ранним произведениям В. Маканина был поставлен спектакль в МХТ им. Чехова «Река с быстрым течением». Георгий Данелия экранизировал повесть «На первом дыхании» (1995 г.), а по рассказу «Кавказский пленный» был снят фильм режиссёра Алексея Учителя (2008 г.).

Последние на данный момент опубликованные произведения писателя – повесть «Ночь, запятая, ночь» (2010 г.) и «драма-роман» «Две сестры и Кандинский» (2011 г.).

Предлагаем вам список литературы, в который включены произведения Владимира Маканина, а также литература о его жизни и творчестве из фондов центральной городской библиотеки им. М. И. Ладынского.

Произведения Маканина В. С.

Книги

Маканин, В. С. Андеграунд, или Герой нашего времени: роман / В. С. Маканин. –М.: Вагриус, 1999. –558 с.

Маканин, В. С. Антиутопия: [повести, рассказы] / В. С. Маканин. –М.: Эксмо, 2011. –382 с.

Маканин, В. С. Асан: роман / В. С. Маканин. –М.: Эксмо, 2008. –480 с. –(Лауреаты литературных премий).  

Маканин, В. С. Две сестры и Кандинский: роман или сцены из жизни 90-х / В. С. Маканин. –М.: Эксмо, 2011. –318 с.

Маканин, В. С. Испуг: [роман] / В. С. Маканин. –М.: Эксмо, 2011. –448 с.  

Маканин, В. С. На первом дыхании / В. С. Маканин. –Курган: Зауралье, 1998. –624 с.

Маканин, В. С. На первом дыхании: сборник / В. С. Маканин. –М.: Эксмо, 2009. –576 с. –(Лауреаты литературных премий).

Маканин, В. С. Пойте им тихо: [сборник] / В. С. Маканин. –М.: Эксмо, 2009. –448 с. –(Лауреаты литературных премий).

Маканин, В. С. Портрет и вокруг: [роман] / В. С. Маканин. –М.: Эксмо, 2009. –352 с. –(Лауреаты литературных премий).

Маканин, В. С. Прямая линия: [повести] / В. С. Маканин. –М.: Эксмо, 2010. –320 с. –(Лауреаты литературных премий).

Маканин, В. С. Удавшийся рассказ о любви / В. С. Маканин. –М.: Эксмо, 2010. –352 с. –(Лауреаты литературных премий).

Периодика

Маканин, В. С. Две сестры и Кандинский: роман / В. С. Маканин // Новый мир. –2011. –№ 4. –С. 7-141.

Маканин, В. С. Кавказский пленный: [рассказ] / В. С. Маканин // Новый мир. –1995. –№ 4. –С. 3-19.

Маканин, В. С. Старость, пятая кнопка: рассказ / В. С. Маканин // Новый мир. –2006. –№ 10. –С. 35-46.

 

Произведения о жизни и творчестве Маканина В. С.

Книги

Аннинский, Л. А. Локти и крылья: литература 80-х: надежды, реальность, парадоксы / Л. А. Аннинский. –М.: Советский писатель, 1989. –320 с.   

Взгляд: Критика. Полемика. Публикации: Вып. 2 / cост. Л. Б. Воронин, А. М. Турков [и др.]. –М.: Советский писатель, 1989. –512 с.

Иванова, Н. Б. Точка зрения: О прозе последних лет / Н. Б. Иванова. –М.: Советский писатель, 1988. –424 с.

Литвинов, В. Плата за талант / В. Литвинов. –М.: Советский писатель, 1988. –368 с.

Нуйкин, А. А. На том стою!: нравственные ориентиры в сегодняшней литературе / А. А. Нуйкин. –М.: Советский писатель, 1991. –352 с.

Проза второй половины ХХ века/ сост., предисл. и коммент. П. В. Медведев. –М.: Слово/Slovo, 2000. –856 с. –(Пушкинская библиотека. Ин-т «Открытое общество»).

Роднянская, И. Б. Движение литературы. Т. II / И. Б. Роднянская. –М.: Знак: Языки славянских культур, 2006. –712 с. –(Studiaphilologica).

Роднянская, И. Б. Художник в поисках истины / И. Б. Роднянская. –М.: Современник, 1989. –384 с.

Русская проза второй половины ХХ века: в 2 т. Т. 1. –М.: Дрофа, 2002. –480 с. –(Библиотека отечественной классики).

Русская проза конца ХХ века: учеб. пособие / [В. В. Агеносов [и др] ; под ред. Т. М. Колядич. –М.: Академия, 2005. –424 с. –(Высшее профессиональное образование). 

Хрестоматия по современной русской литературе для старшеклассников и абитуриентов/ [сост., вст. ст. Л. Быков]. –2 изд., испр. –Екатеринбург: У-Фактория, 2004. –806 с.

Периодика

Ященко, И. Повесть В. С. Маканина «Долог наш путь»: [о смысле названия повести] / И. Ященко // Литература. –2007. –16-31 июля. –С. 21-22.

Составитель: Костина А.Е., главный библиограф ЦГБ