Виктор Платонович Некрасов (1911-1987) к 105-летию со дня рождения

Виктор Платонович Некрасов – фигура, удивительная и значимая в русской  литературе. Его первое произведение сразу же получило огромную популярность и одобрение Сталина. Однако спустя три десятилетия писатель оказался в эмиграции и уже больше не вернулся на Родину. 

В последней, написанной в эмиграции автобиографии, Некрасов рассказывал о  себе: «Отец – Платон Федосеевич Некрасов – банковский служащий (1878-1917). Мать –   Зинаида Николаевна Некрасова (до брака Мотовилова) – врач (1879-1970). Детство провёл в Лозанне (мать окончила медицинский факультет Лозаннского университета) и в Париже (мать работала в военном госпитале). В 1915 г. вернулись в Россию и обосновались в Киеве. После окончания школы учился в железнодорожно-строительной профшколе, в Киевском строительном институте (закончил архитектурный факультет в 1936 г.) и в театральной студии при киевском Театре русской драмы (закончил в 1937 г.). До начала войны некоторое время работал архитектором, потом актёром и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова (бывш. Вятка) и Ростова-на-Дону. С августа 1941 г. – в армии». На призывной участок Некрасов пришел сам и получил назначение в инженерные войска. За годы войны приходилось командовать батальоном. Бойцы, служившие с ним вместе, вспоминали, что он всегда вел себя с ними на равных и не прятался от пуль. Воевал в Сталинграде, на Украине, в Польше. В 43-м получил медаль «За отвагу». Трижды был ранен, последний раз ему перебило правую руку. Так будущий писатель Некрасов оказался в госпитале. По совету врачей начал разрабатывать руку. Результат – записи в форме дневника о пережитом на фронте. Они и составили принесшую ему известность повесть «В окопах Сталинграда».   

События в повести Виктора Некрасова происходят в 1942 г., во время обороны Сталинграда. Автор описывает передовую, ожесто?енные бои, когда противник прорывался к Волге и отступать было некуда. И возникает вопрос: кто виноват в неподготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Этот вопрос возникает у многих: и у Юрия Керженцева, главного героя, и у командира пятой роты Фабера, и у других людей. Война для всех стала большой бедой, несчастьем. Но в то же время на войне люди проявляют свою истинную, нравственную суть, война как лакмусовая бумажка.

Создавая образ Керженцева и других героев, Виктор Некрасов пытается рассказать нам, как война изменила судьбы, характеры людей, что такими, какими люди были раньше, до войны, они уже не станут.

Читая эту повесть, чувствуешь веру автора в русского человека, солдата, у  которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь. 

На протяжении всей повести Виктор Платонович Некрасов держит читателя в постоянном напряжении. Этому способствуют и роль подтекста, и несомненный психологизм повествования, и авторская интонация как средство воплощения его позиции. 

Повесть «В окопах Сталинграда» была создана рукой талантливого художника, сумевшего, не ограничившись описанием событий, вглядеться в души своих героев, философски осмыслить нравственную позицию персонажей. Произведение сыграло значительную роль в художественном воплощении военной темы, в тематическом и временном плане предварив эпическую трилогию Константина Симонова «Живые и мертвые».

Полученная травма была несовместима с дальнейшей службой, и после второго ранения в Люблине в 1944 г. демобилизовался в звании капитана. Виктор Некрасова был награжден орденом Красной Звезды. С 1945 по 1947 гг. он работал журналистом в киевской газете «Советское искусство».

В 1946 г. Виктор Некрасов опубликовал в журнале «Знамя» (№ 8-10) повесть «В окопах Сталинграда». В 1947 г. она была удостоена Сталинской (Государственной) премии; в последующие годы переиздана большинством советских издательств общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведена на 36 языков, в т. ч. и на французский язык.

Основные произведения последующих лет: повести «В родном городе» и «Кира Георгиевна», сборник военных рассказов «Вася Конаков» (все три изданы во Франции). Кроме того, очерки о путешествиях: «Первое знакомство» (1960), «Месяц во Франции» (1965), «По обе стороны океана» (1962).

В 1974 г. Некрасову пришлось эмигрировать во Францию, гражданином которой стал в 1983 г. Во Франции написаны книги: «Записки зеваки», «Взгляд и нечто», «По обе стороны стены», «Из дальних странствий возвратясь», «Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы», «Маленькая печальная повесть». Вёл регулярные передачи на радиостанции «Свобода».

В 1957 г. по повести «В окопах Сталинграда» на Ленинградской киностудии был поставлен фильм «Солдаты» (во французском кинопрокате – «Четверо из Сталинграда»). Фильм «Солдаты» был отмечен премией Всесоюзного кинофестиваля. В этом фильме одну из своих первых больших киноролей  сыграл Иннокентий Смоктуновский.

По сценариям Виктора Некрасова поставлены кинофильмы «Город зажигает огни» (1958) и «Неизвестному солдату» (1961). Был членом французского Пен-клуба, Баварской Академии искусств.

Писателя не стало 3 сентября 1987 г. Виктор Некрасов был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

Предлагаем вам список литературы, в который включены произведения Виктора Некрасова, а также литература о его жизни и творчестве из фондов центральной городской библиотеки им. М. И. Ладынского.

 

Книги Виктора Некрасова

Некрасов, В. П. В окопах Сталинграда: роман, повесть, рассказы / В. П. Некрасов. – Л.: Лениздат, 1991. – 509 с.

Некрасов, В. П. В окопах Сталинграда: повесть, рассказы / В. П. Некрасов. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с. – (Русская классика ХХ). 

Некрасов, В. П. В окопах Сталинграда / В. П. Некрасов ; [предисл. В. Кардина]. – М.: Панорама, 2000. – 512 с. – (Русская литература. ХХ век).

Некрасов, В. П. Маленькая печальная повесть: проза разных лет / В. П. Некрасов. – М.: Известия, 1991. – 509 с. – (Б-ка «Дружбы народов»).

Некрасов, В. П. По обе стороны океана; Записки зеваки; Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы / В. П. Некрасов. – М.: Худож. лит., 1991. – 400 с.

 

Литература о жизни и творчестве Виктора Некрасова

Книги

Кардин, В. Где зарыта собака? Полемические статьи 60-х-80-х / В. Кардин. – М.: Советский писатель, 1991. – 448 с.

Плоткин, Л. А. Литература о войне: Великая Отечественная война в русской прозе / Л. А. Плоткин. – М.; Л.: Советский писатель, 1967. – 360 с.

Повести временных лет / [сост. Л. Быков]. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 896 с.

 

Периодика

Лунгина, Л. Свободный человек: [воспоминания о Викторе Некрасове] / Л. Лунгина // Огонек. – 2009. –  № 16. – С. 54-56.

Лунина, Е. Л. Тайна мужества: [к 100-летию Виктора Платоновича Некрасова] / Е. Л. Лунина // Литература. – 2011. – 16-30 апр. (№ 8). – С. 12-14.

Павлова, М. «Обычная история... Война…»: [о рассказе Виктора Некрасова «Посвящается Хемингуэю»] / М. Павлова // Литература. – 2005. – 16-30 сент. (№ 18). – С. 20-21.

Пащук, Н. Сдаем ЕГЭ по русскому языку с опорой на литературу: [тема войны в творчестве Л. Н. Толстого («Война и мир»), Ю. Бондарева («Горячий снег»), Г. Владимова («Генерал и его армия»), В. Некрасова «В окопах Сталинграда»] / Н. Пащук // Литература. – 2010. – 16-30 апр. (№ 8). – С. 26.

Пустовая, В. Человек с ружьем: смертник, бунтарь, писатель: [о «военной» прозе на примере творчества О. Ермакова, З. Прилепина, Д. Гуцко и др.] / В. Пустовая // Новый мир. – 2005. – № 5. – С. 151-172.

Составитель: Костина А.Е., главный библиограф ЦГБ