Как часто в жизни мы произносим слова — «кукла», «ширма», «марионетка», как в суждениях о людях употребляем выражения «дергать за ниточку», «бездушная кукла», «куколка до¬сужая», или даже бранно-сердито — «чертова кукла». В строгих газетных статьях читаем: «марионеточное правительство», «глава — марионетка», «за ширмой громких реляций». Писатель Г. Ибсен назвал свою пьесу «Кукольный дом». «Секреты Полишинеля»,— произносят люди иронически, когда хотят сказать, что и секретато никакого нет. «Кукольная комедия!» — негодуем мы по поводу пошлой проделки. «Петрушка какая-то!» — сердимся, сталкиваясь с неразберихой.

С древнейших времен в языках многих народов мира существовало сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку.

Театр кукол издавна волновал человека и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример — управляющий и управляемый.

Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии.

Насколько помнят себя люди, всегда — в детстве, быту, религиозном обряде — существовал рядом с человеком предмет, который он наделял особым отношением: был ли этот предмет символом бога (или многих богов), олицетворял ли он тайну природы, или просто изображал человека.

Из веры в способность изобразить то, что скрыто от глаз, что только угадывается за сменой дня и ночи, зимы и лета, жизни и смерти, движением солнца и старением всего живого, из веры в способность выразить свое отношение к этим явлениям в простых и понятных формах, движении и вырос театр кукол.

Человека всегда волновало одно из поразительных свойств театра   кукол — чудо оживающего прямо на глазах зрителя мертвого предмета.

И с незапамятных времен это чудо — простая смена покоя движением стала окрашиваться тайной, загадочностью.

Но было замечено, что чудо только тогда становится чудом, когда оживающий предмет обретает способность походить на живое существо — человека.

Издавна была замечена и способность человека к фантазии,  возбуждаемой этим поразительным чудом. Именно поэтому, наверное, на смену неподвижным изображениям богов — а в   древние времена они были в каждом доме — пришли движущиеся фигурки и фигуры, которые человек наделял особым отношением.  Это-то  и  стало  началом театра кукол. Его истоками.
В самом деле, человек видел ожившую фигурку. Это подсказывало ему: она движется — стало быть, она живая, а раз она живая — она способна мыслить, а коли уж она мыслит — значит, она имеет волю и желание. Но если она все-таки не человек, а
что-то иное, отличное от него, значит, очевидно, существуют и такие тайные сферы, проникать в которые неподвластно мысли человека. А этими недоступными для человека областями долгое время оставались тайны смерти и возникновения жизни, тайны плодородия и стихийных бедствий.

Театр   кукол   пережил   тысячелетия,   десятки   исторических укладов.

Об удивительной судьбе театра кукол и куклы расскажут книги и статьи из журналов из фондов Центральной городской библиотеки им. М. И. Ладынского.

 

Книги

Антиквариат : справочник коллекционера / пер с англ. Н. Е. Юркевич. – М.: Астрель: АСТ, 2003. – 304 с.: ил.

Артамонов, Е. В. Куклы / Е. В. Артамонов ; худож. А. Мусин. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 224 с.: ил.

Куклы мира / [ред. М. Аксенова и др.]. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007. – 184 с. – (Самые красивые и знаменитые).

Лаврентьева, Е. Чулочная кукла. Ангел / Е. Лаврентьева. – СПб.: Питер, 2016. – 16 с.: ил.

Левина, М. С. 365 кукол со всего света / М. С. Левина. – М.: Рольф, 2000. – 256 с. – (Внимание: дети!).

Лукинов, С. П. Энциклопедия досуга / С. П. Лукинов, М. М. Мирошниченко. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 608 с.

Смирнова, Н. И. И...оживают куклы: книга о кукольных театрах / Н. И. Смирнова. – М.: Детская литература, 1982. – 191 с.: фотоил.

Соломоник, И. М. Куклы выходят на сцену / И. М. Соломоник. – М.: Просвещение, 1993. – 160 с.: ил.

Юкина, Л. Ж. Куклы: лоскутное счастье, или Приключения тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками : энциклопедия / Л. Ж. Юкина. – М.: АСТ-Пресс, 2001. – 168 с.: ил.

 

Периодика

Аполлонова, Г. А. У истоков русского театра : [сценарий литературно-изобразительной композиции, посвящённой русскому народному театру с включением кукольного представления, для 5-7 кл.] / Г. А. Аполлонова // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 12. – С. 8-13.

Балашова, Е. Народная кукла : [сценарий урока творческих занятий с проведением мастер-классов, посвящённых изготовлению обрядовых и игровых кукол] / Е. Балашова // Библиополе. – 2006. – № 9. – С. 63-66.

Желтова, Н. Кукольный театр на уроках изобразительного искусства и художественного труда / Н. Желтова // Искусство в школе. – 2004. – № 3. – С. 75-82.

Карпенко, И. В. Любимец публики – Петрушка / И. В. Карпенко // Литература в школе. – 2011. – № 7. – С. 45-46.

Кочеткова, Е. Ю. Хозяин кукольного театра : [сценарий, посвященный актеру и режиссеру С. В. Образцову, для учащихся 5-7-х кл.] / О. А. Просекова // Читаем, учимся, играем. – 2016. – № 4. – С. 48-52.

Кудера, О. А. Куклы из бабушкиного сундучка : [сценарий фольклорного праздника, посвященного русской народной кукле, для учащихся 5-7-х классов] / О. А. Кудерова // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 8. – С. 104-107.

Мастер на все руки. Куклы вертепного представления верхнего этажа : [материал для изготовления куклы для 5-7 кл.] // Читаем, учимся, играем. – 2003. – № 9. – С. 102-111.

Сотникова, С. Изготовление куклы-закрутки в японском кимоно / С. Сотникова // Искусство в школе. – 2004. – № 1. – С. 66-70.

Суркова, Н. С. Куклы водят хоровод : [сценарий беседы, посвященной истории матерчатых кукол, для учащихся 6-11-х классов] / Н. С. Суркова // Читаем, учимся, играем. – 2017. – № 6. – С. 95-97.

Терникова, Л. И. Пьесы для кукольного театра : [сценарии пьес "У страха глаза велики", "Волк ябедник"] / Л. И. Терникова // Библиотека. – 2007. – № 2. – С. 3-4.

 

Составитель: Костина А.Е., главный библиограф ЦГБ