Шекспир растворяется в своих героях и почти не показывается нам, но пьесы оживлены его духом, и мы читаем их не только ради их поэзии и знакомства с их героями, но и для того, чтобы побыть в обществе Шекспира-человека. И чтение его пьес, помимо всего прочего, приносит нам умиротворение. Мы приобщаемся его доброй мудрости, ощущаем жизнь как солнечный праздник, разделяем его веселый нрав и остроумие, так как он идеал нормального человека, его могучие способности укрощены и приведены к гармоническому согласию. Мы читаем Шекспира потому, что такого человека каждый хотел бы назвать своим другом.
Шекспир – один из величайших драматургов мира, автор по крайней мере 17 комедий, 10 исторических хроник, 11 трагедий, 3 поэм и цикла из 154 сонетов. Его творчество отражает трагические противоречия жизни, проблему зла и страдания, которых так много в мире. Драма и трагедия были подняты Шекспиром на небывалую высоту.
Поэзия Шекспира занимает более скромное место по сравнению с его гениальными драмами. Однако современники высоко отзывались о Шекспире-поэте. Поэтическое наследие включает две поэмы – «Венера и Адонис» и «Лукреция». Первая относится к жанру пасторали, сюжет взят из «Метаморфоз» Овидия. Вторая основана на сюжете римской истории.
Бесспорно новаторскими в европейской лирике можно считать сонеты Шекспира. В них действуют три сквозных персонажа – лирический герой, от лица которого написаны сонеты, его «белокурый друг» и его дама – «смуглая леди». Некоторые подробности жизни лирического героя, отношений с другом и дамой кажутся шокирующе откровенными. Женщину поэт называет вероломной красавицей, она смуглокожа и темноволоса (в нарушение традиции трубадуров и Петрарки, воспевавших золотоволосую и синеглазую Прекрасную Даму), с тяжелым нравом, пронзительным взглядом, волосами жесткими, как проволока. Поэт спускается с безоблачных высей куртуазной любви на землю, где царят настоящие человеческие отношения. Сонеты Шекспира имели оглушительный успех.
Шекспир вдвойне творец, поскольку оставил нам не только поэзию, но еще целый мир людей, и тут ни один поэт с ним не сравнится. Нет другого писателя, который вывел бы такое разнообразие лиц обоего пола – ничтожных и державных, сумрачных и веселых, комических и трагических, благородных и низких. Ланс, Основа, Кизил, Пистоль, Автолик, кормилица Джульетты, миссис Куикли; Фальстаф, Оселок, Жак, Фесте, Мальволио, Пароль, Бенедикт; Джулия, Беатриче, Розалинда, Виола, Елена, Марина, Имогена, Утрата, Миранда; Ричард II, Ричард III, Король Джон, Генрих V, Хотспер, Брут, Гамлет, Отелло, Яго, Лир, Макбет; Джульетта, Дездемона, Корделия, Волумния, леди Макбет, Клеопатра – всех и не перечислить. Удивительно, что все они – просто слова, и еще удивительнее – сами эти слова, поэзия, что делает героев живыми. Живой поэзией.
Предлагаем вам список литературы, в который включены произведения Уильяма Шекспира, а также литература о его жизни и творчестве из фондов Центральной городской библиотеки им. М. И. Ладынского.
Произведения Уильяма Шекспира
Книги
Шекспир, У. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 1 : Ромео и Джульетта; Сон в летнюю ночь; Много шума из ничего; Сонеты / У. Шекспир. – М.: Интербук, 1997. – 446 с.
Шекспир, У. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 2 : Ричард III; Юлий Цезарь; Макбет; Трагедия о Кориолане / У. Шекспир ; пер. с англ. А. Радловой, М. Зенкевича, Б. Пастернака. – М.: Интербук, 1997. – 526 с.
Шекспир, У. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 3 : Комедия ошибок; Укрощение строптивой; Бесплодные усилия любви; Двенадцатая ночь, или Что угодно. Все хорошо, что хорошо кончается / У. Шекспир ; пер. с англ. А. Некора, М. Кузьмина. – М.: Интербук, 1997. – 575 с.
Шекспир, У. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 4 : Ричард II; Генрих IV; Виндзорские насмешницы / У. Шекспир ; пер. с англ. А. Курошевой, Б. Пастернака. – М.: Интербук, 1997. – 478 с.
Шекспир, У. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 5 : Венецианский купец; Как вам это понравится; Троил и Крессида; Мера за меру / У. Шекспир ; пер. с англ. Т. Щепкиной-Куперник, А. Некора. – М.: Интербук, 1997. – 494 с.
Шекспир, У. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 6 : Отелло; Антоний и Клеопатра; Цимбелин; Зимняя сказка / У. Шекспир ; пер. с англ. Б. Пастернака. – М.: Интербук, 1997. – 550 с.
Шекспир, У. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 7 : Король Лир; Тимон Афинский; Перикл, царь Тирский; Буря / У. Шекспир ; пер. с англ. Б. Пастернака. – М.: Интербук, 1997. – 447 с.
Шекспир, У. Собрание сочинений : в 8 т. Т. 8 : "Гамлет" в русских переводах ХIX-XIX веков / У. Шекспир ; пер. с англ. Б. Пастернака. – М.: Интербук, 1997. – 670 с.
Шекспир, У. Гамлет. Цимбелин. Сонеты / У. Шекспир. – М.: АСТ, 2001. – 528 с.
Шекспир, У. Гамлет, принц Датский : трагедия / У. Шекспир ; пер. с англ. Б. Пастернака. – М.: Детская литература, 2001. – 190 с. – (Школьная библиотека).
Шекспир, У. Гамлет, принц Датский : трагедия / У. Шекспир ; пер. с англ. Б. Пастернака. – М.: Детская литература, 2001. – 190 с. – (Школьная библиотека).
Шекспир, У. Гамлет, принц Датский : трагедия / У. Шекспир ; [пер. с англ. Б. Пастернака]. – М.: Детская литература, 1984. – 181 с. – (Школьная библиотека).
Шекспир, В. Гамлет, принц Датский / В. Шекспир ; [пер. с англ. Б. Пастернака]. – М.: Правда, 1980. – 180 с.
Шекспир, У. Гамлет, принц Датский; Король Лир / У. Шекспир ; Гроза. Бесприданница / А. Н. Островский ; Три сестры. Вишневый сад / А. П. Чехов. – М.: Искусство, 1983. – 511 с. – (Школьная библиотека).
Шекспир, У. Двенадцатая ночь, или Что угодно; Много шума из ничего; Король Ричард III; Ромео и Джульетта; Гамлет, принц Датский; Буря; Сонеты / У. Шекспир. – М.: НФ "Пушкинская библиотека", 2002. – 923 с. – (Золотой фонд мировой классики).
Шекспир, У. Комедии / У. Шекспир ; худож. А. Симанчук. – М.: Детская литература, 2001. – 304 с. – (Школьная библиотека).
Шекспир, У. Комедии : пер. с англ. / У. Шекспир ; худож. А. Симанчук. – М.: Детская литература, 2003. – 304 с. – (Школьная библиотека).
Шекспир, У. Комедии / У. Шекспир. – М.: Художественная литература, 1979. – 366 с. – (Классики и современники. Зарубежная литература).
Шекспир, В. Комедии / В. Шекспир ; [пер. с англ. Т. Л. Щепкиной-Коперник, С. Я. Маршака]. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 448 с.
Шекспир, У. Комедии. Хроники. Трагедии. Т. 1 / У. Шекспир. – М.: Художественная литература, 1989. – 782 с. – (Литература эпохи Возрождения).
Шекспир, У. Комедии, хроники, трагедии : в 2 т. Т. 1 / У. Шекспир. – М.: РИПОЛ, 1996. – 784 с. – (Бессмертная библиотека).
Шекспир, У. Комедии. Хроники. Трагедии. Т. 2 / У. Шекспир. – М.: Художественная литература, 1989. – 670 с. – (Литература эпохи Возрождения).
Шекспир, В. Комедии. Хроники. Трагедии. Сонеты : в 2 т. Т. 2 / В. Шекспир. – М.: Рипол классик, 1998. – 752 с. – (Бессмертная библиотека).
Шекспир, В. Комедии. Хроники. Трагедии : в 2 т. Т. 1 / В. Шекспир. – М.: Рипол классик, 1998. – 784 с. – (Бессмертная библиотека).
Шекспир, У. Ромео и Джульетта / У. Шекспир ; пер. с англ. Б. Пастернака. – М.: АСТ, 2015. – 324 с. – (Мировые шедевры. Иллюстрированное издание).
Шекспир, У. Ромео и Джульетта / У. Шекспир ; пер. с англ. Б. Пастернака. – М.: Владимир : АСТ: Астрель; ВКТ, 2009. – 158 с. – (Библиотека школьника).
Шекспир, У. Ромео и Джульетта : трагедия / У. Шекспир ; пер. с англ. Б. Пастернака. – М.: Детская литература, 2001. – 155 с. – (Школьная библиотека).
Шекспир, У. Ромео и Джульетта : трагедия / У. Шекспир ; пер. с англ. Б. Пастернака. – М.: Детская литература, 2002. – 155 с. – (Школьная библиотека).
Шекспир, У. Ромео и Джульетта=Romeo and Juliet : [на англ. яз.] / У. Шекспир. – М.: Юпитер-Интер, 2005. – 132 с.
Шекспир, У. Ромео и Джульетта; Гамлет; Король Лир; Сонеты / У. Шекспир. – М.: Мир книги: Литература, 2006. – 480 с. – (Бриллиантовая коллекция).
Шекспир, У. Ромео и Джульетта; Сон в летнюю ночь; Венецианский купец; Король Иоанн; Ричард II / У. Шекспир. – М.: АСТ, 2002. – 669 с.
Шекспир, У. Ромео и Джульетта; Сон в летнюю ночь; Венецианский купец; Ричард II : [пьесы] / У. Шекспир ; [худож. И. И. Яхин]. – М.: АСТ, 2004. – 540 с.
Шекспир, У. Ромео и Джульетта : трагедия / У. Шекспир ; пер. с англ. Б. Пастернака ; рис. Д. Шмаринова. – М.: Детская литература, 2002. – 155 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Шекспир, У. Сонеты / У. Шекспир ; пер. с англ. С. Я. Маршака ; худож. Г. Волхонская. – М.: Детская литература, 2001. – 190 с. – (Школьная библиотека).
Шекспир, У. Сонеты. Ричард III / У. Шекспир. – М.: Олимп: АСТ, 2001. – 256 с. – (Школьная хрестоматия).
Шекспир, У. Сонеты / У. Шекспир. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 176 с. – (Всемирная библиотека поэзии).
Шекспир, У. Сонеты / У. Шекспир. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 158 с. – (Мир поэзии).
Шекспир, У. Сонеты=Shekespeare's Sonnets / У. Шекспир ; пер. с англ. С. Маршак. – Ростов н/Д : Феникс, 2001. – 320 с. – (Читаем в оригинале).
Шекспир, У. Сонеты / У. Шекспир ; [пер. с англ. С. Я. Маршак]. – М.: Эксмо, 2014. – 160 с. – (Классика в школе).
Шекспир, У. Трагедии; Сонеты / У. Шекспир. – М.: Художественная литература, 1968. – 790 с. – (Библиотека всемирной литературы).
Английская комедия ХVII-ХVIII веков : антология / [сост. И. В. Ступникова]. – М.: Высшая школа, 1989. – 815 с.
Европейский сонет / Д. Алигьери, Ф. Петрарка, П. де Ронсар ; [сост. Л. Токарев]. – М.: Эксмо, 2004. – 352 с. – (Золотая серия поэзия).
Периодика
Шекспир, У. Влюбленный пилигрим / У. Шекспир // Новый мир. – 2017. – № 6. – С. 131-139.
Шекспир, У. Гамлет / У. Шекспир // Новый мир. – 2008. – № 8. – С. 120-137.
Шекспир, У. Сонеты / У. Шекспир // Новый мир. – 2015. – № 10. – С. 148-153.
Произведения о жизни и творчестве Уильяма Шекспира
Книги
Абрамов, Ю. А. Сто великих книг / Ю. А. Абрамов, В. Н. Демин. – М.: ВЕЧЕ, 1999. – 480 с. – (100 великих).
Аникст, А. А. Шекспир / А. А. Аникст. – М.: Молодая гвардия, 1964. – 367 с. – (ЖЗЛ).
Гаспаров, М. Л. Избранные труды. Т. 2 : О стихах / М. Л. Гаспаров. – М.: Языки русской культуры, 1997. – 504 с.
Зелинский, Ф. Ф. Возрожденцы : научно-популярные статьи / Ф. Ф. Зелинский. – СПб.: Алетейя, 1997. – 324 с. – (Античная библиотека).
Зелинский, Ф. Ф. Из жизни идей : в 4 т. Т. 3-4 : Т. 3 Соперники христианства; Т.4 Возрожденцы / Ф. Ф. Зелинский. – М.: Ладомир, 1995. – 720 с. – (Репринтные издания).
Кагарлицкий, Ю. И. Шекспир и Вольтер / Ю. И. Кагарлицкий. – М.: Наука, 1980. – 112 с.
Козминиус, отец. Шекспир. Тайная история : [лит. расследование] / Отец Козминиус, отец Мелехций. – СПб.: Нева, 2003. – 576 с. – (Тайны великих).
Савченко, Т. А. Хрестоматия по зарубежной литературе : учеб. пособие / Т. А. Савченко. – М.: Высш. школа, 1980. – 272 с.
Сервантес. Шекспир. Ж.-Ж. Руссо. И.-В. Гете. Карлейль : биографические повествования / сост., общ. ред. Н. Болдырева. – Челябинск: Урал LTD, 1998. – 512 с. – (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова).
Урнов, М. В. Вехи традиции в английской литературе / М. В. Урнов. – М.: Художественная литература, 1986. – 382 с.
Холлидей, Ф. Е. Шекспир и его мир / Ф. Е. Холлидей ; пер. с англ. В. Харитонова. – М.: Радуга, 1986. – 168 с.
Черукин, А. Тайны истории / А. Черукин. – М.: Эксмо, 2002. – 127 с.: ил. – (Всемирная детская энциклопедия).
Шведов, Ю. Ф. Вильям Шекспир : исследования / Ю. Ф. Шведов. – М.: Изд-во Моск.
ун-та, 1977. – 394 с.
Шенбаум, С. Шекспир: краткая документальная биография / С. Шенбаум ; пер. с англ. А. А. Аникста, А. Л. Величанского. – М.: Прогресс, 1985. – 432 с.
Энциклопедия для детей. Т. 15. Ч. 1. Всемирная литература. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера / [глав. ред. М. Д. Аксёнова]. – М.: Аванта+, 2000. – 672 с.: ил.
Периодика
Антипова, А. М. Изучение трагедии У. Шекспира "Гамлет" / А. М. Антипова // Литература в школе. – 2014. – № 11. – С. 30-34.
Аполлонова, Г. В. Пламенное сердце драмы : [сценарий литературно-театрализованной композиции о жизни и творчестве У. Шекспира] / Г. В. Аполлонова // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 2. – С. 16-25.
Баженова, А. И. "Её люблю я нежно..." : [методические материалы для подготовки беседы, обзора, викторины или литературного вечера, посвящённого творчеству У. Шекспира] / А. И. Баженова // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 1. – С. 32-37.
Барчева, Т. Ф. Из сокровищницы английских классиков : [сценарий викторины по произведениям лучших образцов детской литературы для 5-7 кл.] / Т. Ф. Барчева // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 7. – С. 36-39.
Беляева, Н. В. "Искусство так рождает зеркала, чтоб каждый мог себя в них обрести..." / Н. В. Беляева // Литература. – 2013. – № 10. – С. 28-34.
Богомолов, Н. "Трагедия о короле Лир" в переводе Михаила Кузмина / Н. Богомолов // Новый мир. – 2015. – № 5. – С. 171-183.
Большакова, М. Иное измерение / М. Большакова // Литература. – 2009. – 16-30 июля (№ 14). – С. 25-26.
Бреднева, М. В. "Изящной лирики перо" : [сценарий поэтической панорамы, посвящённой истории развития жанра сонета в мировой литературе] / М. В. Бреднева // Читаем, учимся, играем. – 2012. – № 9. – С. 20-27.
Бычкова, Т. В. To be, or not to be... Быть или не быть / Т. В. Бычкова // Литература. – 2011. – окт. (№ 15). – С. 17-20.
Вовнейко, Е. В. Нелегкая судьба драматурга : [поэтический материал, рассказывающий о жизни и творчестве У. Шекспира] / Е. В. Вовнейко // Читаем, учимся, играем. – 2015. – № 4. – С. 88-98.
Герцик, А. Изучение трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" / А. Герцик // Литература. – 2006. – 1-15 мая (№ 9). – С. 12-17.
Горбачева, С. "Не хвастай, время, властью надо мной" / С. Горбачев // Литература. – 2005. – 16-31 янв. (№ 2). – С. 16-19.
Елисеева, Т. А. Восстановим связь времен / Т.А. Елисеева // Уроки литературы: приложение к журналу "Литература в школе". – 2012. – № 2. – С. 4-12.
Елисеева, Т. А. "Шекспир... и несть ему конца" (Гете) / Т. А. Елисеева // Уроки литературы: приложение к журналу "Литература в школе". – 2012. – № 2. – С. 12-14.
Забалуев, В. "Гамлет". Продукт / В. Забалуев // Октябрь. – 2014. – № 6. – С. 130-141.
Змановских, О. А. "Весь мир-театр" : [сценарий "Библионочи", посвящённой знаменитым произведениям У. Шекспира] / О. А. Змановский // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 9. – С. 4-7.
Золотарева, Л. А. В стране сонетов / Л. А. Золотарева // Литература. – 2011. – окт. (№ 15). – С. 12-16.
Касьмина, О. И. Знакомьтесь: британские писатели : [сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого знаменитым английским литераторам для ст. кл.] / О. И. Касьмина // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 6. – С. 55-57.
Кечина, В. А. "Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте" : [сценарий литературно-музыкального вечера, посвящённого биографии и произведениям У. Шекспира] / В. А. Кечина // Читаем, учимся, играем. – 2009. – № 1. – С.12-16.
Ковтун, О. С. Энциклопедия чувств : [сценарий театрализованной постановки, посвящённой биографии и произведениям У. Шекспира] / О. С. Ковтун // Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 6. – С.18-23.
Коробейник, Д. Н. Интегрированный урок-конкурс по теме "Ромео и Джульетта – вечная история любви" / Д. Н. Коробейник // Литература в школе. – 2008. – № 11. – С. 47-48.
Коробейник, Д. Н. Трагедия Шекспира "Гамлет". Нравственные раздумья героя / Д. Н. Коробейник // Литература в школе. – 2014. – № 11. – С. 34-35.
Кособок, М. В Вероне, где встречают нас события... / М. Кособок // Литература. – 2009. – 1-15 февр. (№ 3). – С. 40-41.
Костина, Т. А. На языке великого Шекспира : [сценарий литературного вечера к уроку английского языка, посвящённого жизни и творчеству У. Шекспира] / Т. А. Костина // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 4. – С. 46-53.
Михайлова, Л. В. Венок сонетов : [сценарий поэтического вечера, посвящённого сонетам У. Шекспира] / Л. В. Михайлова // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 1. – С. 28-31.
Моротская, С. Призрак Гамлета / С. Моротская // Вокруг света. – 2015. – № 3. – С. 58-63.
Никитин, А. Б. Русский "Гамлет" / А. Б. Никитин // Литература. – 2010. – 1-15 апр. (№ 7). – С. 24-27.
Никитин, А. Б. Русский "Гамлет" / А. Б. Никитин // Литература. – 2010. – 16-30 апр. (№ 8). – С. 30-32.
Николаева, Д. В. Для чего нужна Офелия? / Д. В. Николаева // Литература. – 2012. – № 7. – С. 16-20.
Петина, Н. В. Литературные острова Британии : [сценарий литературной игры по произведениям английских писателей для 7-9 кл.] / Н. В. Петина // Читаем, учимся, играем. – 2015. – № 10. – 29-32.
Россинская, С. В. Вокруг Шекспира: игра с фактами : [сценарий литературного расследования на тему загадочной личности У. Шекспира для уч-ся 6-10 кл.] / С. В. Россинская // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 5. – С. 38-42.
Рыжкова, Т. В. Очень старая история / Т. В. Рыжкова // Литература. – 2011. – № 3. – С. 16-18.
Сирица, Т. Г. От Шекспира до Дефо : [сценарий урока литературы, посвященный творчеству выдающихся английских литераторов для 7-9 кл.] / Т. Г. Сирица // Читаем, учимся, играем. – 2015. – № 3. – С. 61-63.
Шайтанов, И. О. Как переводить жанр? / И. О. Шайтанов // Литература в школе. – 2014. – № 11. – С. 11-15.
Шайтанов, И. О. Почему медлит Гамлет? / И. О. Шайтанов // Литература в школе. – 2013. – № 5. – С. 16-22.
Шарненкова, М. Ромео и Джульетта : [сценарий музыкального вечера, посвящённого биографии и произведениям У. Шекспира] / М. Шарненкова // Читаем, учимся, играем. – 2004. – № 1. – С. 23-27.
Шенкман, В. Весь мир – Шекспир... / В. Шенкман // Литература. – 2009. – 16-30 июня (№ 14). – С. 43-45.
Шолпо, И. Музыкальная интерпретация поэтического текста / И. Шолпо // Литература. – 2009. – 1-15 нояб. – С. 10-13.
Шолпо, И. Л. "Ромео и Джульетта" / И. Л. Шолпо // Литература. – 2011. – № 3. – С. 12-15.
Шутан, М. И. Шекспировский "Гамлет": идем до двух занятий / М. И. Шутан // Литература. – 2012. – № 7. – С. 11-15.
Составитель; Костина А.Е., главный библиограф ЦГБ