1. Общие сведения о городе
  2. Визитная карточка
  3. Географическая характеристика
  4. Топонимика
  5. Города – история и современность
  6. Экономика города
  7. Достопримечательности города
  8. Известные земляки
  9. Занимательная информация о городе

 

1. Общие сведения о городе

Городской округ Большой Камень является муниципальным образованием, единой административно-территориальной единицей в составе Приморского края, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется устав, муниципальная собственность, местный бюджет, выборные и иные органы местного самоуправления.

Официальное полное наименование – городской округ Большой Камень. 

Административным центром городского округа является город Большой Камень.

Днем города Большой Камень считается – 22 сентября.

Территорию городского округа составляют земли города Большой Камень, сел Петровка и Суходол, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли и иные земли независимо от форм собственности и целевого назначения, находящиеся в пределах границ городского округа.

Год основания: Город Большой Камень основан 22 сентября 1947 года.

Структуру органов местного самоуправления городского округа составляют:

  • Глава городского округа  Большой Камень – высшее должностное лицо городского округа. Действует на основании Устава городского округа Большой Камень.
  • Дума городского округа Большой Камень - постоянно действующий представительный орган местного самоуправления на территории городского округа Большой Камень.
  • Администрация городского округа  Большой Камень – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

Дума городского округа является постоянно действующим представительным органом городского округа, обладающим правом представлять интересы населения городского округа и принимать от его имени решения, действующие на территории городского округа.

Дума городского округа состоит из 22 депутатов, избираемых по двухмандатным округам на муниципальных выборах сроком на 5 лет.

Численность населения: 40 тыс. чел.

Является субъектом Приморского края.

Границы: на севере и востоке – со Шкотовским районом; на юге: по северной границе закрытого административно-территориального образования город Фокино; на западе: имеет морскую границу вдоль восточного берега Уссурийского залива.

 

2. Визитная карточка

Герб городского округа ЗАТО Приморского края
Герб городского округа ЗАТО Приморского края

Герб городского округа Большой Камень утвержден Решением Думы ЗАТО г. Большой камень №92 от 7 августа 1997 года (автор Васильев В.И.).

Геральдическое описание герба городского округа гласит: «На лазоревом (голубом) поле на трехлопастном судовом винте золотого цвета, центр которого заполнен черным цветом, прямо сидящая с распростертыми крыльями белая чайка с черным клювом, глазами и лапами, в оконечности - три белые узкие полосы».

Щит герба городского округа является традиционным для российской геральдики, то есть представляет собой прямоугольник с закруглениями нижних углов и выступающим вниз острием в центре нижней грани. Пропорции щита 8 к 9 (ширина к высоте). Цвет поля щита – лазурь, или голубой, символизирующий море, на берегу которого расположен городской округ.

Основная гербовая фигура на щите - прямо сидящая на трехлопастном судовом винте золотого цвета белая чайка с распростертыми крыльями, символ надежды и жизни. Судовой винт золотого цвета символизирует богатые традиции, историю военного и гражданского судоремонта и судостроения, которые являются основным производством в городском округе ЗАТО Большой Камень, что отличает его от других городов Приморского края. Три белые узкие полосы (пояса) в оконечности щита условно обозначают волны и подчеркивают особое территориальное положение городского округа.

Флаг городского округа ЗАТО Приморского края
Флаг городского округа ЗАТО Приморского края

Флаг утверждён Постановлением Думы ЗАТО г. Большой Камень от 27.11.2003 № 67-П «О флаге ЗАТО г. Большой Камень Приморского края» (после муниципальной реформы – городской округ ЗАТО Большой Камень) и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 1864.

Флаг городского округа представляет собой голубое (синее) полотнище прямоугольной формы с горизонтальными белыми полосами в нижней его части, с соотношением ширины к длине – 2:3, воспроизводящее в центре композицию гербового щита городского округа. Голубой (синий) цвет полотнища в геральдике ассоциируется с водой, чистым небом и означает мышление, добродетель, чистоту. Обратная сторона полотнища зеркально воспроизводит лицевую.

Герб и флаг городского округа ЗАТО Большой Камень – официальные символы городского округа ЗАТО Большой Камень, обозначающие его конституционно-правовой статус, культурное достояние жителей городского округа, его место в жизни края, природные и исторические особенности.

 

 

3. Географическая характеристика

Городской округ Большой Камень находится в южной части Приморского края и граничит:

  • на севере и востоке – со Шкотовским районом.
  • на юге: по северной границе закрытого административно-территориального образования город Фокино.
  • на западе: имеет морскую границу вдоль восточного берега Уссурийского залива.

 

3.1 Природные условия

Климат муссонный.

По агроклиматическому районированию территория муниципального образования входит в район, который характеризуется, как теплый и влажный, с холодной зимой. Средняя температура января - 13,1°, июля + 21,0°. Экстремальные температуры составляют – 30° в январе и +35° в июле. Расчетные температуры для отопления и вентиляции соответственно равны – 22° и + 15°. Продолжение отопительного сезона равно 192 дням.

По характеру увлажнения территория муниципального образования в зимний период недостаточно увлажнена. В среднем за год выпадает 700 мм осадков, 80% которых приходится на теплый период. Наибольшее количество осадков выпадает в августе-сентябре. Максимальное суточное количество осадков августа в среднем составляет 198 мм.

Снежный покров устанавливается в середине декабря и сохраняется до конца февраля. Высота снежного покрова достигает 10 см.

Относительная влажность воздуха наибольших значений достигает летом (85-90%), наименьших зимой (61-63%).

В холодный период на территории преобладают северные ветры, в теплый – юго-западные. Среднегодовая скорость ветра достигает 3,4 м/сек. Сильные ветры со скоростью более 15 м/сек, повторяются в среднем 11 дней в году.

В среднем за год на территории отмечается 108 дней с туманом, из них в теплый период 94 дня.

 

3.2 Флора и фауна

По геоботаническому районированию Приморского края территория входит в Дальневосточную хвойно-широколиственную область, горно-равнинный округ кедрово-широколиственных лесов.

Растительность различается в зависимости от типа почвы и рельефа. На склонах и вершинах сопок распространены леса: береза, ясень, орех, дуб, лещина, липа.

В долинах рек наблюдаются широколиственные породы деревьев: ильм, осина, бархат, черемуха, шиповник, боярышник.

Суходольные луга представлены злаково-разнотравной растительностью, а заливные луга - ветниковой разнотравно-ветниковой, осоковой группировками.

Сельскохозяйственные угодья занимают выровненные высокие увалы и слаборасчлененные равнины.

Пониженные переувлажненные участки заняты болотной растительностью, часть которых используется под пастбища.

Кормовые угодья приурочены к долине ручья Сахарного, а также к сопочной части рельефа.

 

3.3 Почва

Преимущественное распространение на описываемой территории получили бурые лесные почвы, которые в зависимости от местоположения по рельефу, почвообразующих пород, растительности представлены несколькими подтипами.

Бурые лесные почвы занимают разнообразные элементы рельефа и сформировались под пологом широколиственных лесов, состоящих из дуба, березы, липы, осины. Мощность гумусного слоя в маломощных разновидностях достигает 7-10 см, среднемощных - до 11-15 см.

Бурые лесные оподзоленные почвы приурочены к пологим склонам сопок. Средняя мощность гумусного горизонта в маломощных почвах достигает 11-14 см, в среднемощных до 21 см.

Буроподзолистые почвы развиты в предгорьях, шлейфах сопок, на склонах увалов с крутизной 2-5 градусов. В естественном состоянии формируются под пологом широколиственных лесов из дуба березы, осины. Мощность гумусного горизонта в маломощных разновидностях достигает 12 см, в среднемощных до 22 см.

Лугово-бурые почвы сформировались на слаборасчлененной равнине и, занимая незначительные площади в составе городских земель, встречаются на левом берегу реки Сахарная. Мощность гумусного слоя маломощных лугово-бурых почв 12-14 см, среднемощных до 24 см. В большинстве случаев эти почвы находятся под пашней.

Остаточно-пойменные почвы развиты в поймах и долинах рек, ручьев под ильмово-ясеневыми лесами. Мощность гумусного горизонта от 11 - до 21 см. Эти почвы имеют хорошую структурность, легкий механический состав.

Пойменные почвы залегают в поймах и пониженных долинах рек. Мощность маломощного гумусного горизонта 9-11 см, среднемощного до 22 см.

 

3.4 Реки и озера

Гидрографическая характеристика рек

Наименование реки Общая длина (км) Площадь водосбора (км²) Длина реки по территории ЗАТО Площадь водосбора, замыкающий створ (км²)
Р. Петровка 35 368 11,2 75,7
Р. Сахарная 13,5 86,4 5,19 33,2

Водный режим рек характеризуется крайне неравномерным внутригодовым распределением стока. Использование стока рек для целей водоснабжения возможно только при условии его регулирования.

Город затоплению со стороны рек не подвергается. Однако село Петровка, входящее в состав закрытого административно-территориального образования и расположенное у одноименной реки, неоднократно подвергалось затоплению.

 

3.5 Водные ресурсы

По данным Приморгеолкома подземные воды в районе города Большой Камень не могут рассматриваться в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения.

Централизованное водоснабжение осуществляется из расположенных на территории Шкотовского района подруслового водозабора и первой очереди водохранилища на р. Петровка.

 

3.6 Бухты, заливы

Наименование бухты или залива Уссурийский залив
Ильмовая Андреева Большой Камень Суходол
Площадь акватории, км² 2,0 10,0 2,0 12,0
Глубины, м 10-12 до 8 до 12 до 10
Протяженность береговой полосы, км 7,5 10,0 3,0 16,0
Ширина на входе, км 1,5 4,0 0,6 4,5
Глубина вреза в берег 0,8 2,0 1,3 2,4
Защищенность от волнения и ветров кроме W и SSW кроме N и NW хорошая кроме W и NW
Строительные условия удовлетворительные удовлетворительные хорошие хорошие

Режим уровней в бухтах определяется, в основном, изменениями уровня Японского моря, которые отражают сложные взаимодействия целого ряда факторов.

Приливно-отливные явления носят направленный муссонный полусуточный характер и выражен слабо. При любом типе колебания воды положение ветровых нагонов не превышает 30 см.

Постоянные течения, вызываемые общей циркуляцией вод Японского моря, слабы и неустойчивы. Средняя скорость постоянного течения составляет 0,01 – 0,04 м/сек, максимальная 0,1-0,12 м/сек.

Замерзают бухты в конце ноября, начале декабря. Вскрываются ото льда в марте, полное очищение ото льда происходит в первой декаде апреля. Средняя продолжительность ледового периода составляет 129 суток, наименьшая – 119 суток, наибольшая – 140 суток. Средняя толщина льда достигает 50 см, наибольшая 70-80 см.

Соленость воды в среднем составляет 30-39%. Среднемесячная температура воды летних месяцев (июль-сентябрь) составляет 19-22°. Влияние особых географических условий (цунами, сейсмичность) незначительны. Характерна малая амплитуда ливневых колебаний.

 

3.7 Полезные ископаемые

Наименование месторождения (проявления) полезного ископаемого, его местоположения Наименования полезного Ископаемого

А) кем разведано

Б) запасы на 01.01.2002г.

В) кем и когда утверждалось

Ведомствен. принадл., степень промышленного освоения

Малый Иосиф

Месторождение расположено в 3,8 км от бухты Большой Камень, в 5 км на юг от с. Петровка, на левом берегу долины р. Сахарная (Пинканка)

Андезитовые порфириты, строительный камень

1. Участок «Прикарьерный»

б) согласно протокола ТКЗ № 128 от 15.12.1979г. А-113, В-204, С1-118

Итого : 545 тыс.м³ Остаток на 01.01.2001г. категории С1-38,4т.м³

2. Участок «Южный»

б) запасы по категории С2-1091т.м³

Эксплуатируется с 1956 г. С 1998 г. эксплуатируется ООО «Андезти» Не эксплуатируется

Бухта «Южная»

В бухте Андреево (Уссурийский залив). Пляж бухты «Южной» имеет протяжение вглубь материка до 50 м. Песок слагает вал и пляж. Слой имеет мощность 0,5-0,6 м

Песок кварцево-полевошпатный б) запасы по категории С2-1440т.м³ Эксплуатировалось в 50-х годах, в настоящее время не эксплуатируется

 

4. Топонимика

Город - Большой Камень. Такое необычное название… Жителям города, оно кажется таким привычным, таким обыденным, а люди приезжие удивляются: «Какое странное имя у вашего города!» Откуда оно взялось? Действительно, кому наш город обязан таким необычным названием?

Во второй половине 19 века происходит активное освоение Дальнего Востока, организуется множество морских экспедиций, исследуются заливы, морские побережья, основываются новые поселения.

Скалистый камень и на самом деле был очень большим, размером с пятиэтажный дом, издали напоминал парусник. К сожалению, сейчас этого камня нет. Во время строительства завода «Звезда» суша потеснила море, и камень, оказавшийся в центре строительной площадки, был взорван. А память о нём осталась в названии нашего города и на фотографиях тех лет. Во Дворце культуры завода «Звезда» на одной из стен висит картина, изображающая морской пейзаж с большим камнем в центре. А на том самом месте, где находился Большой камень, сейчас располагается 11 цех завода «Звезда».

Какие только имена не пророчили новому поселку. Первоначально хотели назвать именем А. Жданова, затем именем И.Сталина. А остановились на названии, подаренной самой бухтой – Большой Камень.

На картах название города (поселка) появилось сравнительно недавно. По мнению краеведа А.Ф. Хортова в 60-е года 20 века.

Многие географические названия бухт восточной части Уссурийского залива и названия населенных пунктов, прилегающих к современному городу, были связаны с переселением эстляндских и лифляндских поморов, начиная с 1899года. Землемером Отто Мартиновичем Кидерманом, прибывшем из Эстонии в 1902 году, была составлена карта. На месте нынешнего города располагалось селение Лифляндское. На берегу бухты Большой Камень проживали семьи: Наабер, Мюрисепи, Мяги, Редер, Тумма, Марибу, Пястель, Лориц, Каазик,Сиркель и другие. Каждая семья ставила свой хутор. Бухты и села обрели новые имена: деревня Линда (Мысовой), Южная Лифляндия (Новый Мир), Керм, Сидрик.

В 1906 году между бухтами Подольского и Мысовая (Вампауши), появилось селение с удивительным названием - Линда. Эстонцы переселенцы дали такое название в честь персонажа из эстонского эпоса «Каливипоэг» (Сын Калева). Его создатель выдающийся эстонский писатель Фридрих Рейгольц Крейцвальд (1803-1882). Одним из романтических персонажей эпоса является Линда – жена властителя Калева. Линда – идеал светлой, волевой и работящей женщины. После смерти мужа Линда стала носить в переднике камни на могилу мужа на ее месте, возник большой холм. В 30-е годы 20 века селение распалась на два села Подьяпольское и Вампауши ныне Мысовое.

В 1898 году на берегу залива между Андреево и Южной Лифляндией построил свой хутор Юган Андросович Вальтон. Одним из первых вступил в вновь образованный рыболовецкий колхоз «Новый Мир» (1929г.), настоящий труженик, сполна познал все тяготы жизни. Юган Андросович умер в 1940 году, по традиции бухта, на берегу которой он жил названа его именем. Доброе имя колхозника навсегда останется в памяти горожан. Большекаменцы любят в летнее время проводить свой отдых у моря, на берегу бухты Вальтон.

В 1929 году бухта Большие Куши получила официальное название – бухта Большой Камень.

Бухта Андреева названа в честь Андреева Константина Петровича – морского офицера, служившего на судах в должности гидрографа (1887-1893г.г.), которые вели исследовательскую работу в заливах Петра Великого и Уссурийском.

Много раньше, в 1884 году, в долине реки Петровка, поселились крестьяне-переселенцы, первым из них был Никита Алексеевич Васьков его принято считать основателем села Петровка. Землевладения распространялись по долине реки до ее впадения в бухту Суходол.

 

4.1 Мыс Шевелёва

Мыс Шевелёва находится в Уссурийском заливе, в бухте Сельдяная. Образован приметным холмом высотой 26 м, северный склон которого обрывается в бухту, а южный полого спускается вглубь материка. Назван мыс в 70-80-х гг. XIX в. по фамилии владивостокского пароходовладельца М.Г. Шевелева, имевшего вблизи этого мыса загородное имение.

Шевелёв Михаил Григорьевич (?-1903 г.) предположительно, родился в конце 40-х гг. ХIХ в. в Сибири. Купец 1-й гильдии, коммерции советник, член общества изучения Амурского края, почётный попечитель Восточного института Шевелёв М. основал первое русское морское пароходство на Дальнем востоке – судоходную компанию «Шевелев и ко». Был крупнейшим русским судовладельцем на Тихом океане.

 

4.2 Мыс Максимова

Место расположения мыса Максимова - Уссурийский залив, бухта Большой Камень. Назван в 1886-1887 гг. экипажем канонерской лодки «Нерпа», бывшей в распоряжении Отдельной съемки Восточного океана, по фамилии поручика В.С. Максимова.

Максимов Василий Семёнович (? - ?) по окончании штурманского училища служил на Балтийском море, а в 1880 г. был переведен в Сибирскую флотилию. В 1886-1887 гг. в чине поручика корпуса флотских штурманов плавал на канонерской лодке «Нерпа» (под командованием капитана II ранга Перского). Участвовал в описных и гидрографических работах, проводившихся экспедицией Отдельной съемки Восточного океана. Позже в чине капитана - лейтенанта был назначен командиром миноноски Сибирской флотилии. В 1895 г. был произведен в капитаны II ранга и переведен на Балтийский флот.

Город не забывает тех, кто отдал ему все свои силы. В их честь названы улицы.

 

Улица им. Валерия Маслакова

Название улице присвоено 22 ноября 2001 года постановлением № 697 Главы администрации ЗАТО города Большой Камень. До этого, начиная с 8 февраля 1968 года, улица носила название Промышленная.

Валерий Александрович Маслаков (1950 – 2001) окончив Ленинградский кораблестроительный институт (1974) прибыл на завод «Звезда» города Большой Камень. В его трудовой деятельности всего пять ступеней: 1974 год – помощник строителя, 1975 год – строитель, 1980 – старший строитель, 1981 – главный инженер, 1991 – директор завода. И все ступени связаны с главным делом его жизни – ремонтом АПЛ, а в годы конверсии – с утилизацией подводных лодок, ремонтом и строительством гражданских судов. В.А. Маслаков руководил заводом в нелегкие годы экономической и политической перестройки страны. Благодаря высокому профессиолизму, настойчивости, вере в будущее «Звезды», ему удалось не только сохранить государственный завод, но и обеспечить его заказами, заключить контракты с зарубежными странами, что дало рабочие места и достойную зарплату работникам. Валерий Александрович Маслаков третьим в нашей стране получил квалификационный сертификат на право управления государственным предприятием, осуществляющим ремонт, модернизацию, переоборудование и утилизацию кораблей ВМФ. Валерию Александровичу Маслакову присвоено звание «Почетный гражданин г. Большой Камень» (посмертно).

 

Улица Степана Лебедева

Название улице было присвоено 20 февраля 1981 года решением № 179 Шкотовского РИК.

Степан Иванович Лебедев – первый директор Дальневосточного завода «Звезда», где он работал с 1954 года. Уже в первый год его деятельности завод стал давать продукцию. За десять лет, в течение которых Степан Иванович Лебедев возглавлял «Звезду», предприятие дважды меняло свой профиль. В 1964 году Лебедев в связи с ухудшением состояния здоровья переходит на должность заместителя директора завода по общим вопросам. Почти полувековой труд Степана Ивановича отмечен орденом Красного Знамени и медалями.

 

Улица им. Ф.М. Русецкого

В 2004 году улицу Строительную переименовали в улицу им. Ф.М. Русецкого (постановление Думы ЗАТО г. Большой Камень № 90-П от 24.02.2004).

Русецкий Феодосий Максимович (1904-1986 гг.) - уполномоченный Минсудпрома по строительству г. Большой Камень и организации п/я 112, директора строящегося завода (1948-1954 гг.), заместитель директора завода ДВЗ «Звезда» по капитальному строительству (1954 – 1970 гг.).

 

Улица имени В.П. Долгова

В 2004 году улицу Школьную переименовали в улицу им. В.П. Долгова (постановление Думы ЗАТО г. Большой Камень № 90-П от 24.02.2004).

Долгов Вениамин Павлович (1930 – 1997 гг.) - главный инженер ДВЗ «Звезда» (1966-1976 гг.), директор ДВЗ «Звезда» (1976-1991 гг.), ответственный сдатчик первой атомной подводной лодки, построенной на Дальнем Востоке, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Знак Почета.

Городская площадь на перекрестке улиц Карла Маркса и Аллеи Труда, долгое время была безымянной. Постановлением главы администрации ЗАТО г. Большой Камень № 657 от 29 декабря 1999 года, она получила официальное название – Корабельная.

Центральной улицей города, с 1960 года, считается улица Карла Маркса.

Улица Блюхера с октября 1962 года именовалась улицей Александра Баянова – одного из организаторов комсомола в Приморье. Но так как в то время он был жив, то посчитали неэтичным, что улица носит имя еще живого человека, поэтому в 1963 году ее переименовали в улицу - В.К. Блюхера.

 

5. Города – история и современность

Красивая природа, живописные и удобные для выхода в море бухты, бескрайняя даль моря привлекали людей. Эти земли, на левой стороне Уссурийского залива в районе бухты Большой Камень были облюбованы человеком еще с древних времен. Об этом говорят археологические находки, в основном изделия из глины и камня, в районе бухты Вальтон и городского водохранилища.

Со второй половины 19 века потянулись сюда переселенцы – осваивать восточные районы страны. В 1865 году появилось Шкотово, будущий районный центр, в 1864 году – Андреево, 1884 году – Петровка.

Особой заботой российских властей и военного губернатора Приамурья во второй половине 19 века было заселение побережья Приморской области и развития здесь рыболовства. Было решено пригласить рыбаков из Прибалтики. В июне 1899 года прибыли первые переселенцы – эстляндские и лифляндские поморы. Они обосновались в бухтах Консывай ( Андреево) и Куши, подарив селам и прилегающим к ним бухтам новые имена – Южная Лифляндия, Линда, Вальтон, Керм, Сидрик. Эстонские рыбаки обживали бухты Кангауз, Юшуай, Вампауши, Подъяпольского.

Так на территории, занимаемой сегодня городом, располагалось селение Лифляндское. Об этом свидетельствует карта, составленная землемером Отто Мартиновичем Кидерманом. Бухту Куши поселенцы именовали Большим Кувшином, что соответствовало очертаниям бухты. С северной стороны ее, 150-200 метров от берега, возвышался скалистый камень.

г. Большой Камень. Начало 50-х г.
г. Большой Камень. Начало 50-х г.

Решение о строительстве крупного судоремонтного завода по ремонту боевых кораблей Тихоокеанского флота, а вместе с ним и города, было принято на правительственном уровне в конце 30-х годов. В 1939 году в Приморье направилась первая экспедиция Ленинградского государственного проектно- сметного института – определить место и начать исследовательские работы для строительства. Этим местом стала бухта Большие Куши и прилегающая к ней территория. Для удобства в разговоре бухта Большие Куши часто упоминалась как «бухта с большим камнем». Вскоре это стало ее официальным названием. К моменту строительства все земли принадлежали рыболовецким колхозам: имени Первого мая и «Новый мир», созданному в 1929 году. В связи с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 года работы были прекращены.

Послевоенная история строительства города и завода «Звезда» берет свое начало с приказа Министра судостроительной промышленности № 00174 от 9 июля 1946 года о создании в бухте Большой Камень завода, предназначенного для ремонта кораблей ТОФ.

Решением Приморского краевого исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся утвержден акт отвода земель под строительство завода и города.

В марте 1947 года возобновлены изыскательные работы Ленинградской экспедиции № 6, которые продолжаются весь год. Участвовало в этих работах не менее 180 человек. В июне 1947 года из города Находки морем прибывает первая бригада рабочих около 30 человек строительного треста №7 Дальморгидростроя, которые строят несколько бараков, куда разместят впоследствии военнопленных японцев. С этого периода ведет свое летоисчисление город. Курирует строительство представитель Минсудпрома СССР П.И. Решетников. Начальником строительного управления был назначен Терехов Леонид Михайлович, главным инженером – Клыпин Алексей Акимович.

Первые строители г. Большой Камень
Первые строители г. Большой Камень

Большую помощь строителям оказывали местные жители, хозяйственные организации: Уссурийский рыбкооп, колхоз «1 Мая», петровский и романовский сельские советы, рыбобаза Андреева.

С сентября 1948 года руководит строительством представитель Дальзавода – Русецкий Феодосий Максимович. В этот период на объекты строительства привлечено 600 человек рабочих различных строительных специализаций. Кроме того, был организован набор рабочих в Ярославской области.

Бухта Большой Камень на деле оказалась неудобной для использования в качестве причала из-за небольшой глубины. К берегу не могли причалить даже маломерные судна. Несколько лет велись работы по отсыпке грунта – на отвоеванной от моря территории строились производственные здания завода, параллельно велись работы по углублению дна. А огромный скалистый камень, украшавший бухту многие века, был взорван.

К 1950 году общая численность населения будущего города достигла 3,5 тысяч человек. Люди на строительство города и завода приезжали со всех концов неделимого тогда Советского Союза. Кто по распределению, кто по комсомольской путевке, а кто – искать лучшей доли. В этот период ведется строительство временных жилых помещений, столовой, магазина, электростанции и прочих объектов. Введены в эксплуатацию высоковольтная линия передач от Артемгресс, водо-насосная станция, водопровод. Завершено строительство железнодорожного пути от бухты Суходол до площадки завода.

Активно ведется строительство объектов соцкультбыта. Появились первые кирпичные дома и благоустроенные общежития, по улицам Горького, Ленина, Школьная, а также здание школы ФЗО №27 (ныне профессиональный лицей №15).В сентябре 1950 года открыта школа ФЗО, где 300 мальчиков – сирот, прибывших преимущественно из Алтайского края, начали осваивать азы строительных профессий. В 1952 году открыта средняя школа №44.

В декабре 1954 года с вводом первого цеха была пущена первая очередь предприятия. 3 декабря 1954 года считается днем рождения завода «Звезда». Первым начальником цеха стал И.И. Осакулин. 26 декабря была создана дирекция строящегося судоремонтного завода, первым директором которой назначен Степан Иванович Лебедев, его именем названа одна из улиц города.

Город и завод строили замечательные люди, сегодня они носят почетное звание Первостроителей и Почетных жителей города среди них: Вениамин Павлович Долгов и Владимир Иванович Кушлин, в разное время были директорами завода «Звезда», Виктор Борисович Бажанов, в 1952 года старший инженер технадзора, Дмитрий Михайлович Жогин, Варвара Петровна Елисейцева и многие другие.

В 60-70-е годы город растет - новые дома, появляются первые улицы молодого поселка. Первый двухэтажный микрорайон ныне окраина разросшегося со временем города.

Улица Горького
Улица Горького

Указом Президиума Верховного Совета РСФР от 26 января 1956 года населенный пункт Большой Камень отнесен к категории рабочих поселков.

Решением крайисполкома от 26 октября 1964 года поселок Большой Камень становится районным центром Шкотовского района. Сюда переводятся все районные организации – райком КПСС, райсовет, редакция газеты «Взморье», райвоенкомат, библиотека и другие.

В начале 70-х годов в целях высокой специализации и разделения труда по ремонту кораблей в поселке Большой Камень открывается Тихоокеанское предприятие «ЭРА». Быстрыми темпами идет строительство жилых домов (5- и 9-этажные дома), школы (1.2.3.4), здание судостроительного техникума, кинотеатр «Октябрь», Дворец спорта, Дворец культуры, свыше 10-ти детских комбинатов. Поселок облагораживают: высаживают сосны вдоль улицы К. Маркса, кустарники. Именно в эти годы были сложены стихи учителем литературы средней школы №1 Цыгоновым П.Н., о поселке, похожем на город.

Весомый вклад во все это внес Кушлин Владимир Иванович, доктор технических наук, профессор ДВПИ, проработавший в должности директора завода «Звезда» с 1964 года по 1976 год, затем Министерством судостроительной промышленности переведен в г. Горький директором НИИ Приборостроения.

С 1976-1991 годы возглавлял ДВЗ «Звезда» Долгов Вениамин Павлович, бывший главный инженер, в совершенстве знавший производство. За свой труд В.П. Долгов был награжден орденами Красного знамени, Октябрьской революции, орденом Ленина. К 40-летию основания завода он написал книгу «Звезда моей судьбы» о становлении завода, высококлассных специалистах, о людях посвятивших себя заводу.

26 июля был открыт памятник – дань глубокого уважения и светлой памяти землякам – шкотовцам, которым довелось защищать свою Родину в годы Великой Отечественной войны. Автор памятника – скульптор Ненаживин В.Г. 6340 человек ушли из Шкотовского района на фронт, 2220 из них навечно остались на полях сражений. Более 2000 человек отмечены правительственными наградами, 3 – удостоены высокого звания - Героя Советского Союза.

В 80-е годы продолжается интенсивное строительство. Сданы в эксплуатацию: поликлиника на 600 мест, торговый центр «Радуга», жилье. В 1981 году приказом Минсудпрома создана дирекция строящегося предприятия «Красный Вымпел», руководителем которого назначен Валентин Пантелеевич Камбуров.

Шли годы… Завод и город, навеки связанные одной судьбой рос и развивался. У первых строителей вырастали дети, появлялись внуки. Вряд ли тогда, в 1947 году, кто-то из них мог себе представить, что на пустом месте вырастет красивый, перспективный город.

В 1989 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 сентября 1989 года № 12666- поселку Большой Камень, присвоен статус города, а решением Приморского исполкома от 27.10.89 №534 он отнесен к категории города краевого подчинения, а «Звезда» стала основной базой для ремонта военных кораблей и атомных подводных лодок на Дальнем Востоке.

Проходная завода
Проходная завода

Девяностые годы – сложное и непонятное время. Градообразующий завод «Звезда», как и все заводы оборонной промышленности оказался в тяжелейшем экономическом положении – отсутствие финансирования, государственных заказов.

Из-за невиданного спада производства большекаменцы на собственном опыте познали чуждые до этого понятия безработица, при которой желающие и умеющие работать люди не получают такой возможности. Середина 90-х годов стала для завода и города порой жесточайшего кризиса, когда заводчане не только не были в полной мере обеспечены работой, но и многие месяцы не могли получить заработанные деньги. Учреждения образования и культуры другие бюджетные организации также находились в состоянии экономического кризиса.

Набирает силу забастовочное движение. Бастуют работники судостроительных предприятий, жилищно-коммунального хозяйства. В городе напряженная обстановка во всех сферах деятельности, но не смотря на трудности люди выстояли, выдержали тяжкие для всей страны девяностые.

В 1996 году в целях создания надежной защитной зоны для функционирования предприятий города Большой Камень, обеспечения сохранности государственной тайны и экологической безопасности населения Указом Президента Российской Федерации город Большой Камень был преобразован в закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО).

Повышенное бюджетное финансирование социальной сферы, присущей ЗАТО, позволило обеспечить функционирование объектов социальной сферы и жилищно-коммунальной инфраструктуры создающих оптимальные условия проживания горожан и обеспечивающих его деятельность предприятий, реальным финансированием.

С января 1997 года образована администрация ЗАТО Большой Камень, выбрана Дума ЗАТО Большой Камень, принят Устав города.

Приказом Министра образования России от 15 августа 1997 года №1764 на базе большекаменского судостроительного техникума создан филиал судостроительного института ДВГТУ. Инициатором стал ректор кораблестроительного института ДВГТУ Ващук Николай Иванович при содействии директора ДВЗ «Звезда» и главы МО ЗАТО Большой Камень.

В 2000 году заводом «Звезда» введено в эксплуатацию оборудование по переработке жидких радиоактивных отходов, а также оборудование, обеспечивающее утилизацию, что позволило получить государственный заказ в рамках международной программы ОСВ-2.

Сегодня у «Звезды» появился реальный шанс заявить о себе. В планах – освоение заказов для гражданского судостроения, работа по исполнению государственного оборонного заказа. А это значит, что у города есть будущее. Создание комфортных условий для проживания и трудовой деятельности горожан.

Для этих целей разработана и реализована концепция развития ЗАТО Большой Камень на период с 2005-2015 года.  Реализованы более 20 муниципальных целевых программ по всем направлениям муниципального развития: здравоохранения, просвещения, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения, правопорядка.

В планах администрации – организация системы ипотечного кредитования жилищного строительства, привлечения инвесторов для создания новых производств.

На территории ЗАТО действуют четыре банка, самый известный из которых – Большой Камень Банк имеет филиалы и в других городах Приморского края. Есть в городе и свое телевидение.

Особая забота о подрастающем поколении. Время диктует повышенные требования к образовательному процессу. О качестве подготовки школьников города свидетельствует высокий процент поступающих в ВУЗ и средние специальные учебные заведения страны (более 80%). Ежегодно не менее 20 выпускников награждаются за успехи в учебе золотыми и серебряными медалями. Учащиеся школ города имеют дипломы победителей региональных, российских и международных конкурсов.

В Большом Камне работает комплекс медицинских учреждений – две поликлиники и более десяти отделений. Здесь поставлены современные приборы поддержания комфортного микроклимата – эколайны. В диагностике используют компьютерный дермограф, в детских учреждениях открыты кабинеты Биологически Обратной Связи (БОС).

Сдан в эксплуатацию новый дом. 2008 г.
Сдан в эксплуатацию новый дом. 2008 г.

Городские власти проявляют заботу о жизни и быте своих сограждан. Строится новое жилье. В городе функционируют три современных клубных учреждения, централизованная библиотечная система – как центр информационной культуры, детская школа искусств, музейно-выставочный комплекс, городской парк, хорошо оборудованный спортивный комплекс.

Богат город своими талантами: ансамбль русских инструментов «Околица», танцевальный коллектив «Капельки», народный театр «Роза ветров», ансамбль народной музыки «Лучинка» и другие. В большинстве своем самодеятельные коллективы имеют звания «народный» и «образцовый», известны далеко за пределами края.

Фирменный торговый центр компании «В-Лазер» и торговый центр «Меркурий»; современный кинотеатр «Арлекин» и клуб «Малибу» привлекают внимание жителей и гостей города – удобно, красиво, широкий ассортимент товаров и услуг, высокий покупательский спрос, внимание каждому клиенту.

22 сентября – день рождения города Большой Камень, установленный решением Думы закрытого административного территориального образования №14 от 25 февраля 1997 года.

 

6. Экономика города

Город Большой Камень с момента своего создания и до настоящего времени был предназначен для расселения трудящихся предприятий бывшего Минсудпрома СССР, специализированных на производстве оборонной продукции и в целом не играет существенной роли в производственно- хозяйственных внутрикраевых связях. Однако, степень его значимости возрастает с развитием международных и региональных инфраструктурных связей, решением проблем, связанных с экологической безопасностью стран АТР, реализацией совместных проектов по использованию природных ресурсов.

Выгодное экономическое положение города, хорошие инфраструктурные условия и наличие резервных территорий и акваторий дают возможность городу успешно развиваться и повысить свою роль в краевом и региональном разделении труда.

Важнейшими отраслями и видами деятельности являются:

  • морское машиностроение с определенной долей конверсии судоремонтных предприятий ВПК;
  • утилизация судов надводного и подводного флота, обеспечивающая экологическую безопасность регионов Дальнего Востока;
  • рыбохозяйственный комплекс, ориентированный на тихоокеанский и прибрежный лов;
  • портовые работы.

Крупнейшие предприятия:

  • Дальневосточный завод “Звезда” – предприятие государственной федеральной формы собственности, градообразующее. Специализируется на ремонте и постройке кораблей различного класса и назначения; строительстве технических средств освоения океана, конвертовке и утилизации кораблей надводного и подводного флота, ремонте и изготовлении оборудования для предприятий ТЭК, транспорта, АПК. Выполняет портовые работы по перевалке и хранению груза, в том числе на условиях таможенного склада. Выпускает мебель на уровне мировых стандартов, производит ТНП, организует новые производства с использованием имеющихся мощностей и созданием новых на промышленной площадке завода.
  • Завод судового оборудования “Восток”, АОЗТ – предприятие смешанной российской формы собственности без иностранного участия. Специализируется на достройке кораблей военно–морского флота, гражданских судов, строительстве плавучих платформ для буровых установок. Выполняет портовые работы по перевалке и хранению грузов.
  • Тихоокенское предприятие “Эра”, АООТ – предприятие смешанной российской формы собственности без иностранного участия. Специализируется на выполнении электромонтажных работ при ремонте и строительстве кораблей ВМФ и гражданского флота, выпуске торгового оборудования и оборудования по переработке сельскохозяйственной продукции, медицинской техники, производстве электроосветительных приборов.
  • Рыболовецкая производственная корпорация “Новый мир”, АОЗТ – предприятие частной формы собственности. Специализируется на добыче и переработке рыбы, выпуске товарной пищевой рыбной продукции.

 

6.1 Международные и межрегиональные связи

Предприятия города участвуют в реализации международных программ, таких как:

  • ОСВ-2;
  • Программа по проекту “Сахалин”

На территории функционируют три совместных предприятия, осуществляющие перевалочные работы. Рыболовецкая производственная корпорация “Новый мир” сотрудничает со странами АТР и Польшей.

Расширению межрегиональных связей способствует следующий фактор:

Транспортный и рыбопромышленный флот дальневосточных судовладельцев в настоящее время имеет технический уровень, не отвечающей необходимой конкурентоспособности. Судостроительные предприятия города, имея большие мощности по наличию стапельных мест спусковых устройств, а также опыт гражданского судостроения, в состоянии осваивать заказы на суда дедвейтом 8 тыс. тонн, в которые входят практически все типы судов Дальневосточного региона. Наряду с этим предприятия имеют техническую и технологическую возможность выпускать бытовую технику, оборудование для пищевой промышленности и торговли, мебель, товарную пищевую рыбную продукцию, имеющие спрос на внутреннем и внешнем рынке.

Одним из самых перспективных направлений является сотрудничество с транспортным комплексом территории, обусловленное исключительно выгодным положением города в транспортной схеме южного Приморья. Сочетание промышленного сектора и магистральных видов транспорта на локальной территории создает объективные предпосылки для создания мощных универсальных транспортно-промышленных комплексов – наиболее эффективных по мировому опыту экономических образований.

 

6.2 Значение в культурной, научной и общественной жизни региона

Значение города в культурной, научной и общественной жизни региона достаточно велико. Специфика города диктует повышенные требования к качеству образовательного процесса. Выпускники и учащиеся школ хорошо подготовлены, высок процент поступающих в высшие учебные заведения, победителей и призеров краевых и республиканских олимпиад. Судостроительные предприятия города являются базовыми для Дальневосточного государственного технического университета (ДВГТУ), имеющего передовые научно-технические разработки в области судостроения.

Судостроительный комплекс «Звезда»
Судостроительный комплекс «Звезда»

В Большом Камне действуют свыше 1 300 малых предприятий. Общая численность работающих в малом бизнесе составляет 5,8 тысячи человек - более четверти занятого в экономике города населения. При этом 37 малых предприятий действуют в сфере торговли и общественного питания, 17 - в промышленности, 13 - в строительстве, 7 - на предприятиях транспорта и связи. Индивидуальные предприниматели в основном заняты оптовой и розничной торговлей, организацией общественного питания и оказанием бытовых услуг населению.

На территории городского округа расположены 230 предприятий розничной торговли: 62 - стационарной мелкорозничной торговой сети, 38 - общественного питания, 151 - бытового обслуживания, 7 оптово - розничных предприятий. В структуре торговой сети действуют 78 продовольственных магазинов, супермаркет, торговый центр, 3 торговых комплекса, 20 магазинов со смешанным ассортиментом товаров, 126 магазинов, реализующих непродовольственные товары, универсальный розничный рынок.

На протяжении всей своей истории Большой Камень ассоциировался с судоремонтом. Его жители хорошо помнят, что этот город появился благодаря заводу «Звезда», который обеспечивал ремонт атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. За последние несколько десятилетий Большой Камень пережил самые разные времена, в том числе и очень непростые, однако ему удалось-таки сохранить главное - завод и людей, готовых и умеющих трудиться на нем.

28 ноября 2009 года ДВЗ «Звезда» посетил Председатель Правительства РФ В.В.Путин
28 ноября 2009 года ДВЗ «Звезда» посетил Председатель Правительства РФ В.В.Путин

Все испытания, которые выпали на долю Большого Камня в 90-е годы, были вознаграждены в 2011 году. Тогда Дальневосточный центр судоремонта и судостроения (ДЦСС), в состав которого входит завод «Звезда», без остановки действующего производства начал строительство судостроительного комплекса «Звезда» - одной из самых современных верфей в России. По итогам реализации проекта судостроительный комплекс «Звезда» будет выпускать танкеры водоизмещением до 350 тысяч тонн, газовозы, суда ледового класса, специальные суда, отдельные элементы морских добывающих платформ. Сроки реализации проекта – 2013-2018 годы.

В 2013 году должен завершиться первый этап проекта, позволяющий изготавливать судовые конструкции весом до 300 тонн и суда спусковым весом до 13 000 тонн.

В ближайшем будущем российскому флоту предстоит осваивать Арктику, и именно под суда ледового класса и возводится верфь в Большом Камне.

Первый заместитель Председателя Правительства РФ И.И. Шувалов на Дальневосточном заводе «Звезда»
Первый заместитель Председателя Правительства РФ И.И. Шувалов на Дальневосточном заводе «Звезда»

Первый заместитель Председателя правительства Игорь Иванович Шувалов назвал Большой Камень главным форпостом российского судостроения и судоремонта. Он подчеркнул, что сегодня ОАО «ДВЗ «Звезда» - особый объект внимания правительства. Градообразующее предприятие оборонного назначения - крупный сегмент промышленности и главное звено в решении общегосударственных задач по модернизации военно-промышленного комплекса.

Однако, чтобы задуманное было реализовано, предприятию потребуется около 10 тысяч квалифицированных работников.

В настоящее время разработана госпрограмма «Развитие образования Приморского края на 2013-2017 годы». В рамках программы в Приморье будет создан многофункциональный центр подготовки специалистов прикладных квалификаций. Базой для подготовки квалифицированных кадров решено сделать Дальневосточный судостроительный колледж в Большом Камне. Здесь планируется выпускать кадры, прежде всего, для строящейся в Большом Камне верфи.

Развитие градообразующего предприятия, привлечение новых - молодых - рабочих рук благотворно скажется и на городе, на его благосостоянии, позволит увеличить народонаселение с сегодняшних 40 тысяч до 60.

 

7. Достопримечательности города

Природа щедро одарила окрестности города Большой Камень чарующей красотой. Здесь море отличается своей чистотой, теплой температурой и отсутствием больших волн во время туристического сезона. Побережье усыпано многочисленными пляжами и бухтами, на которых разместились уютные базы отдыха.

История г. Большой Камень оставила свой след на достопримечательностях города.

 

7.1 Символ города – КАМЕНЬ

Каждый житель Большого Камня знает, что с северной стороны бухты в 150 - 200 м. от берега много лет возвышался огромный скалистый камень, который был взорван во время строительства завода «Звезда».

Накануне 45-летнего юбилея судоремонтного предприятия, наконец-то, осуществилась святая задумка жителей города о восстановлении символа города, давшего ему название. Камень – символ установлен на площади у завода, где расположена галерея почета работников судоремонтного предприятия «Звезда». Камень облагорожен: укреплен в специальном котловане, обложен дерном и бордюрами, покрыт лаком.

 

7.2 Монумент «Рубка»

Памятник судоремонтникам Дальневосточного завода "Звезда", героическим трудом которых обеспечивается военно-морское могущество Отечества, открыт 31 июля, в День ВМФ.

На открытие памятника пришли около двух тысяч большекаменцев. Торжественное открытие прошло в присутствии морских офицеров экипажей подводных лодок.

Установку и оборудование монумента, который представляет собой реальную рубку утилизированной атомной подводной лодки осуществил ОАО ДВЗ "Звезда".

Памятник находится у дороги при въезде в жилой массив Большого Камня, его не должны миновать гости города. На верху рубки установлен прожектор, который светит в ночное время, кроме того, памятник подсвечен по периметру.

Общий вес рубки - около 80 тонн. Рубка К-434 была демонтирована с атомного подводного ракетоносца 2-го поколения, который стоял на боевом дежурстве с 1970 по 1989 годы.

Монумент «Рубка», посвященный корабелам города Большой Камень, стал новой визитной карточкой нашей территории.

 

7.3 Памятник воинам землякам, павшим в сражениях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Грозовое эхо Великой Отечественной войны застыло в монументе, что высится на главной площади нашего города - Корабельной.

В 1983 году жители Большого Камня и Шкотовского района перечислили свою однодневную заработную плату на строительство этого памятника.

Проект памятника создал Приморский скульптор Валерий Геннадьевич Ненаживин. Изготовлен памятник был на заводе «Стройдеталь» в городе Большой Камень. Торжественное открытие мемориала состоялось 26 июня 1985 года.

Памятник состоит из 9 деталей и представляет собой две скульптурные группы людей. Группа, стоящая слева, состоит из пяти женских фигур, изображенных в полный рост. Выражение их лиц суровое, скорбное, они олицетворяют собой женщин, оставшихся в тылу. Вторая группа несколько выдаётся вперёд, заслоняя собой женщин. Эта скульптурная композиция состоит из фигур пяти солдат. Мужественность, решительность подчеркивают их сжатые кулаки, суровый их взгляд устремлен на врага.

Каждая группа расположена на отдельном постаменте. Скульптор хотел показать, что матери и сыновья, мужья и жены, братья и сестры разлучены. Это горе разъединило их навсегда, многие не вернулись с войны.

Над памятником возвышается 10-метровая стела, которую вверху по кольцу обрамляют цифры с памятными датами 1941-1945 гг. У подножия памятника фигурная плита с надписью «Погибшим на фронтах Великой Отечественной войны».

8 мая 2005 года в Большом Камне у памятника землякам шкотовцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, был зажжён Огонь Памяти.

 

7.4 Монумент «Родина - мать»

В память о погибших на полях сражений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в сквере с. Южная Лифляндия в 1967 году был сооружен монумент. Его основой является пьедестал и несущая вертикальная стела в виде паруса с рельефной надписью "Никто не забыт и ничто не забыто" и изображением ордена Отечественной войны. На одном крыле паруса - развернутая орденская лента с рельефными портретами трех солдат и датой: 1941 – 1945 гг. У другого крыла паруса установлена фигура скорбящей женщины с лавровой ветвью в руках. На четырехугольном постаменте - рельефное изображение пятиконечной звезды. Авторы памятника - скульпторы из Владивостока В. Павловец и Р. Омельченко.

К 30-летию Великой Победы (1975 г.) у подножия монумента установили черную мраморную плиту, на которой высечены имена погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

 

7.5 Памятная стела в Южной Лифляндии

В 1983 году на берегу бухточки был возведен памятник народной славы.

Его основа - стела. На ее трех гранях расположены плиты с барельефным изображением известных поморов-переселенцев с далеких балтийских берегов. Каждый скульптурный портрет сопровождает надпись:

  • Ганслеп Юган Юганович (1891-1941) - первый председатель рыболовецкого колхоза «Новый мир».
  • Юнман Иосиф Матвеевич (1890-1947) - мастер кораблестроитель деревянного флота колхоза.
  • Тебак Юган Карлович (1903-1980) - колхозный умелец, рационализатор.

На верху стелы над каждой памятной плитой расположены макетные изображения символов: циркуль и чертеж, деревянный сейнер, скрипка. Автор памятной стелы - скульптор из г. Владивостока Эдуард Бергезов.

 

7.6 Мемориальный комплекс военным лётчика, погибшим при исполнении служебного долга

В селе Суходол на кладбище создан мемориальный комплекс военным летчикам, погибшим при исполнении служебного долга.

Центральная часть мемориала - восьмиугольный пьедестал. На памятной доске надпись «Экипаж погиб при исполнении служебных обязанностей 13.07.1968 г.». Здесь же размещены шесть фотографий погибших:

  • Старший лейтенант Станкевич Н.И.;
  • Лейтенант Емельянов В.В.;
  • Капитан Зольников Ю.Н.;
  • Младший сержант Чернюк В.Л.;
  • Младший сержант Романенко Л.Н.;
  • Старший лейтенант Домбялов В.Н.

Над пьедесталом возвышается 4-х угольная пирамида, увенчанная шпилем. У основания пирамиды - православный крест, выше - модель якоря, символ морской авиации. Над якорем - лавровая ветвь и памятная надпись «Спите спокойно, наши товарищи, память о вас мы сохраним». В верхней части пирамиды послужной список погибших и эмблема летчика - развернутые крылья.

 

7.7 Скульптурный памятник «Скорбящая мать»

В Суходоле на пригорке вблизи мемориального комплекса военным летчикам, погибшим при исполнении служебного долга, возвышается скульптурный памятник «Скорбящая мать». Монумент виден издалека. Прохожих встречает женщина-мать, которая оплакивает сыновей погибших при исполнении служебного долга и бережно охраняет их покой. С надеждой и тоской всматривается она вдаль.

Старожилы с. Суходол рассказали историю создания скульптурного памятника «Скорбящая мать».

В воинской части суходольского гарнизона в 60-х годах служил рядовой матрос. Очень талантливый был парень - самобытный художник и скульптор. Приметили жители села и командир части его уникальную способность и попросили создать памятник в честь погибших лётчиков, который и был установлен в 1968 году. Жаль только, что никто не может сейчас вспомнить фамилию этого молодого скульптора.

 

7.8 Памятник Герою Советского Союза Максиму Григорьевичу Апарину

На высоком берегу бухты Андреева на территории г. Большой Камень расположена именная застава Находкинского Краснознаменного пограничного отряда. Она носит имя Героя Советского Союза, старшего сержанта Максима Григорьевича Апарина, который проходил здесь службу в довоенное время.

В 1942 году М.Г. Апарина зачислили в 106 Забайкальскую дивизию в составе которой он ушёл на фронт.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 октября 1943 года М.Г. Апарину было присвоено звание Героя Советского Союза за мужество и героизм проявленные при форсировании Днепра. Погиб в рукопашном бою в 1943 году.

На заставе создан мемориал солдату, отдавшему жизнь на фронтах Великой Отечественной войны 1941-145 гг. На фоне государственного флага на пьедестале установлен бюст М.Г. Апарина, на его груди звезда Героя Советского Союза, у основания пьедестала рельефная Красная звезда.

 

8. Известные земляки

Пифагор сказал: «Статую красит вид, а человека – деяния его». Деяниями многих людей гордятся жители Большого Камня. Их именами называют улицы и корабли. А многие из них и по сей день вносят свой вклад в развитие города. Каждый из них величествен в своем деле.

Ведь Большой Камень – это не только известный далеко за его пределами завод «Звезда», не только дома и улицы, скверы и памятники. Это, в первую очередь, люди, которые здесь живут. Которые начинали строить этот город и до сих пор не изменили ему.

Волков Игорь Александрович начал работать на заводе «Звезда» с ноября 1955 года. С 1974 года и до выхода на заслуженный отдых работал слесарем – монтажником 5 разряда. За время работы в цехе зарекомендовал себя грамотным, трудолюбивым рабочим. Работая длительное время слесарем – судоремонтником, накопил большой опыт работы на заказах по ремонту главных механизмов и оборудования. Пользовался заслуженным авторитетом в коллективе, был избран В Шкотовский народный суд народным заседателем. Игорь Александрович. Игорь Александрович вел большую общественную работу в цехе, являлся председателем комиссии по контролю хозяйственной деятельности администрации, член добровольной дружины, рационализатор. Его добросовестный труд и высокая квалификация были отмечены 5 благодарностями, 6 почетными грамотами директора завода, 6 приказами начальника цеха, награжден нагрудными знаками «Ударник 9-й пятилетки», «Ударкик 10-й пятилетки», награды «За доблестный труд», «300 лет Российскому флоту», «Ветеран труда».

Волкову Игорю Александровичу было присвоено звание «Почетный гражданин города» (утверждено постановлением главы Муниципального Образования от 24.07.2000 №423).

Гамс Вальдемар Карлович, потомственный член колхоза «Новый мир» начал свой трудовой путь с 1936 года в должности ловца – так называалась профессия матроса после окончания семилетней школы. Годы войны прервали его трудовой стаж, он уходит в 1940 году на службу. Участвует в разгроме Японии, награжден медалью «За победу над Японией». В 1946 году он возвращается к мирному труду, сразу же поступает на курсы судоводителя, а в 1948 году назначается правлением колхоза «Новый мир» на должность капитана и на этой должности работает почти 20 лет. За этот срок он подготовил несколько человек такой ответственной профессии, как капитан, один из которых Носов Иван Васильевич кавалер двух орденов «Трудового Красного знамени», работает и по настоящее время. Около 15 лет Вальдемар Карлович оставался главным капитаном, работал в должности капитана флота, наставляя капитанов судов не только Штурманской практике; но и отдавал свой трудовой опыт работы при ловле рыбы. Родина высоко оценила труд Вальдемара Карловича Гамса, наградив его двумя Орденами Ленина и медалью золотая звезда «Серп и молот». Также он носит звание «Заслуженный член колхоза «Новый мир», «Заслуженный работник рыбного хозяйства СССР». В 1986 году решением исполнительного комитета Школтовского районного Совета Народных Депутатов от 24.01.86 г. №5 Гамсу Вальдемару Карловичу присвоено звание «Почетный гражданин города».

Елисейцева Варвара Петровна после окончания в 1956 г. Орловского строительного техникума приехала в Большой Камень, где живет и работает, и по сей день. Более сорока лет работает она по однажды выбранной профессии ни одного здания, производственного сооружения завода, города не построено и не внедрено в эксплуатацию без участия ремонтно – строительного цеха и лично Варвары Петровны. Ремонтно – строительный цех, руководимый Варварой Петровной, многие годы обеспечивал и обеспечивает ремонт и содержание жилого фонда города и соцкультбыта. Варвара Петровна за безупречный труд, большую работу неоднократно награждалась почетными грамотами, орденом «Знак почета», медалями имеет звание «Заслуженный ветеран завода». К 55–летию со дня основания г. Большой Камень, Елисейцевой Варваре Петровне было присвоено звание «Почетный гражданин города» (утверждено постановлением главы администрации Муниципального Образования от 24.07.2000 № 243).

Маслаков Валерий Александрович приехал в Большой Камень сразу после окончания Ленинградского кораблестроительного института. В его трудовой деятельности всего пять ступеней: 1974 год – помощник строителя, 1975 год – строитель, 1980 год – главный , 1991 год- директор завода. И все ступени связаны с главным делом его жизни – ремонтом АПЛ, а в годы конверсии – с утилизацией подводных лодок, ремонтом и строительством гражданских судов. Более 27 лет отдал он заводу «Звезда». Нелегкая выпала на его долю судьба – руководить заводом в трудные годы экономической и политической перестройки страны, выдержать все испытания, пройдя через огонь и воду ради сохранения государственного завода, трудового коллектива. Благодаря его настойчивости, веры в будущее «Звезды», умению решать вопросы на самых высоких уровнях России и зарубежных стран, завод был обеспечен заказами, заключены контакты с США, ведутся партнерские переговоры о взаимовыгодном сотрудничестве с Японией, Китаем – с целью дальнейшего увеличения заказов для завода. К сожалению , 16 сентября 2001 года Валерий Александрович трагически ушел из жизни, оставив в наследство возрожденное государственное предприятие, свои планы во имя заводчан и жителей города. Валерий Александрович являлся Лауреатом Миноборонпрома России за работу в области качества, Лауреатом премии Правительства Р.Ф. Ему присвоено звание «Почетный машиностроитель Российской Федерации»,. Награжден медалью «300 лет российскому флоту».

Посмертно в 2001 году Маслакову Валерию Александровичу было присвоено звание «Почетный гражданин города». Улица «Промышленная» была переименована на улицу «Маслакова».

Немцев Григорий Васильевич (1923 – 2000 гг) с 1930 – 1938 гг. учился в Петровской неполной средней школе. С 1940 года по февраль 1942 обучался в РУ №1 г. Владивостока по специальности судосборщик. Оттуда и был призван в армию. С февраля 1942 года по сентябрь 1943 года участвовал в боях на стыке Волховского и Ленинградского фронтов. Получив ранение в левую руку, вынужден был ампутировать её по плечо. В 1943 году он был демобилизован по ранению, является инвалидом второй группы Великой Отечественной Войны. После фронта работал секретарем в Петровском сельсовете с 1943 года по 1945 год, с 1945 года по 1947 год – председатель сельсовета. С 1947 года по 1973 год работал заведующим Петровской сельской библиотекой. Постоянно избирался депутатом сельского Совета и являлся членом исполкома, принимал активное участие в общественной жизни села. В 1965 году был награжден орденом «Трудового красного Знамени», имеет и фронтовые награды: орден Отечественной войны 1 и 11 степени, медаль «За победу над Германией» и юбилейные медали.

Немцеву Георгию Васильевичу в 1996 году было присвоено звание «Почетный гражданин города» (утверждено постановлением главы администрации города от 19.01.1996 №34).

Хортов Алексей Филиппович родился в1909 году в с. Шкотово Приморского края, в семье крестьянина. С 9 лет батрачил, с 15 лет работал на лесоповале, в шахте; в 30-40-е гг. – нес срочную службу, работал в ГПТУ. В 1938-39 был репрессирован; в 40-50-е гг. занимал различные хозяйственные должности в Шкотовском районе и на стройках Большого Камня. Долгие годы он являлся корреспондентом газеты «Ленинский луч», а с 1993 года «Взморье». Более тридцати лет назад его усилиями был создан уголок истории города и района, ставший в последствии первым и долгое время единственным в крае народным краеведческим музеем, расположенным в Большекаменском профессиональном лицее. Едва ли не каждый экспонат этого музея добыт Алексеем Филипповичем. Долгое время консультировал он работников других музеев, библиотечных работников, поддерживал связь с историками и краеведами других городов. Знаменитые тематические стенды, складные альбомы выставлены на обозрение в музее колхоза «Новый мир», Центральной Городской библиотеке, школах города и района.

Алексею Филипповичу Хортову в 1996 году было присвоено звание «Почетный гражданин города» (утверждено постановлением главы администрации города от 19.01.1996 №34).

 

9. Занимательная информация о городе

В Большом Камне живут люди, которые стремятся работать творчески, жить интересно. Большекаменцы умеют прославлять свой родной город.

 

Гимн городу

Большой Камень стоит величаво,
Заводские взметнув корпуса,
Как отец - провожая-встречая
Перископов «земные» глаза.
Большой Камень, ты лучший на свете.
Где рыбацкие дали манят,
Где приморское солнышко светит,
Здесь наш дом, здесь Россия моя!

Припев:

В небе тысячи звезд,
И одна на Земле.
Город нашей любви,
Ты рожден в сентябре.
Город славы морской,
Город в сердце моем.
Крепче за руки, вместе споем!
Город нашей любви,
Ты рожден в сентябре.
В небе тысячи звезд,
И одна на Земле. -
Город славы морской,
Город в сердце моем.
Большой Камень, тебе мы поем!

                                                        Андрей Новицкий

 

Торжественная песня

Гордимся тобою мы, наш Большой Камень,
Ты - нашей великой России оплот.
Тебя возвели мы своими руками,
Чтоб здесь ремонтировать атомный флот.

Ты - как субмарина, стоящая в доке,
Для нашего сердца тебя нет милей.
Надежный форпост наш на Дальнем Востоке,
Защитник Отчизны морских рубежей.

Тебя сбережем от любой мы стихии,
Прославим упорным рабочим трудом.
Начало здесь нашей великой России,
Ты - малая родина, добрый наш дом.

Ты светлой душою и мыслями с нами,
И все мы гордимся судьбою твоей.
Наш город любимый, родной Большой Камень,
Живи для народа, живи для людей.

                                                        Сергей Прохоров

 

Наш город славится высокохудожественными самодеятельными коллективами: русским народным хором и вокальным ансамблем «Рябинушка»; ансамблями народного танца «Радуга» и бального танца «Рандеву»; народным ансамблем русских инструментов «Околица», который является первым коллективом художественной самодеятельности, удостоенным высокого звания «Заслуженный творческий коллектив РФ», а также народным театром «Роза ветров». Эти коллективы играют значительную роль в культурной жизни региона, являются лауреатами многих всероссийских и краевых конкурсов.

Каждый год на открытых площадках города проводятся традиционные общегородские праздничные мероприятия, среди которых День города, День Победы, Масленица, встреча Нового года, творческий фестиваль «Мир кукол».

Ежегодно в городе проходят краевые конкурсы и фестивали хореографического искусства «Приморские топотухи», самодеятельного творчества «Звезда рыбака», исполнителей эстрадной песни «Звездопад». На фестивали съезжаются творческие коллективы и исполнители со всех уголков Приморского края, и проводятся они, в первую очередь, для привлечения талантливых исполнителей песни и танца, а также для того, чтобы дарить жителям и гостям города незабываемые впечатления, интересные встречи с талантливыми людьми.

Давид Беджанян, мастер спорта международного класса по тяжелой атлетике
Давид Беджанян, мастер спорта международного класса по тяжелой атлетике
Гусен Изамутдинов, мастер спорта по борьбе самбо, обладатель Кубка мира 2011 года
Гусен Изамутдинов, мастер спорта по борьбе самбо, обладатель Кубка мира 2011 года
Алексей Гулаков, мастер спорта по плаванию
Алексей Гулаков, мастер спорта по плаванию
Виталий Оботин, чемпион мира 2011 года по плаванию среди слабослышащих
Виталий Оботин, чемпион мира 2011 года по плаванию среди слабослышащих

Массовое развитие физической культуры и спорта – один из лучших вариантов борьбы за здоровье человека, его творческую активность и долголетие. Большой Камень по праву можно назвать спортивным городом. В городе регулярно проводится Всероссийский мастерский турнир по борьбе самбо «Тихий океан», посвященный памяти основателя секции самбо в Большом Камне Виктора Нуждаева. Каждый год устраиваются краевые турниры по волейболу и боксу. Большекаменцы часто представляют город в спортивных соревнованиях и чемпионатах разных уровней: краевых, региональных, всероссийских. В городе есть по-настоящему сильные спортивные школы. Участники клуба аэробики и фитнеса «Грация» – чемпионы Приморского края. Трехкратный чемпион Приморья – хоккейная команда «Союз». Немало чемпионов и призеров Дальнего Востока, России среди пловцов. Волейбольная женская команда «Залив» постоянно принимает участие в чемпионате края. Далеко за пределами города известна Большекаменская школа настольного тенниса. Очень часто принимает участие в краевых соревнованиях большекаменский яхт-клуб.

Спортсмены города не устают удивлять не только своих земляков, но и жителей других стран. Так в 2002 году в Югославии большекаменский воспитанник Семен Жидков занял первое место в чемпионате мира по кикбоксингу! Алексей Климов, мастер спорта по боулингу, занесен в Книгу рекордов Гиннеса, переиграл по времени американского рекордсмена.

Особое место в развитии физической культуры занимают МАУ «Спортивный комплекс» и МАУ «Ледовый дворец». Ледовая арена доступна для всех жителей города круглогодично.

В Большом Камне воспитана целая плеяда выдающихся спортсменов России. Григорий Лагута стал чемпионом Европы по спидвею в личном зачете в 2011 году. Рекордсмен мира, мастер спорта международного класса по тяжелой атлетике Давид Беджанян с 2007 года входит в состав сборной России. Он четырехкратный чемпион Европы 2008-2010, 2012 годов. Артем Лагута – мастер спорта по мотокроссу, действующий чемпион России в личном и командном зачетах, первый российский гонщик, ставший постоянным участником Гран-при по спидвею, победитель турнира «Челлендж» в 2010 году, чемпион мира среди юниоров в командном зачете.

Гусен Изамутдинов завоевал Кубок мира по борьбе самбо в 2011 году.

Алексей Гулаков добился больших успехов в плавании. В 2003 году он стал бронзовым призером чемпионата России, в 2010 году – финалистом этапа Кубка мира. Виталий Оботин - чемпион мира по плаванию среди слабослышащих в эстафете 4 х 200 вольным стилем в 2011 году.

И еще об одном замечательном человеке следует сказать – Александре Кашине. Российский путешественник, инвалид, он успешно совершил одиночное путешествие по маршруту Владивосток – Москва на инвалидной коляске (электроскутере) и попутных машинах в апреле – июне 2011 года.