Александр Андреевич Проханов (1938) к 80-летию со дня рождения

Просмотров за месяц: 15
Просмотров за год: 469

Наше время требует возрастающего участия писателя в решении насущных проблем действительности. Для этого, конечно же, нужна смелость и умение быстро реагировать на происходящее. Как и прежде, дорога и необходима каждая книга, что живет одной с народом жизнью, с его упованиями, тревогами, радостями. Александр Андреевич Проханов принадлежит к тем беспокойным писателям, у которых произведение, прежде чем родиться за письменным столом, должно созреть в горячей точке Земли. Каждый роман Александра Проханова – прикосновение художника к действительности, к насущным проблемам современности. Проханов откликался на каждое историческое событие, свидетелем которого он стал, книгой.

Александр Андреевич Проханов родился в Тбилиси, но вскоре был перевезен родителями в Москву. Его дед принадлежал к кавказским молоканам. Кавказские гены существенно повлияли на формирование личности и творчества писателя, в романах Александр Андреевич часто указывает на то, что становление личности его героя во многом происходило под влиянием деда.

В 1960 году оканчивает Московский авиационный институт им. С. Орджоникидзе, по профессии радиоинженер. Но в студенческие годы А. Проханов начинает проявлять интерес и к архаике. И все же остановившись на последнем, он оставляет НИИ: «…получил назначение в один из НИИ, участвовал в разработке ракет… В конечном счете…я ушел из НИИ. Два года работал лесником. Живя в деревне, написал два романа.

Когда возвратился в Москву… благодаря поездкам по стране во мне как бы свершился переворот к современности. Появился интерес к технике, строительству, политике…», – рассказывает А. Проханов.  В конце 1960-х А. Проханов возвращается в Москву и начинает работу в «Литературной газете».  

Центральной идеей, составляющей внутреннее единство всего творчества автора, становится идея государства. Взаимоотношения личности и Империи выступили главным объектом исследования писателя, который размышляет о роли духовных качеств человека, о влиянии драматических коллизий истории на его нравственный мир.

В 1971 году А. Проханов издает первую книгу «Иду в путь мой» и становится признанным писателем, а уже в 1972 году он принят в Союз писателей СССР. В середине 1970-х годов А. Проханов обращается к производственной теме и пишет романы «Время полдень», «Место действия», «Вечный город», которые объединены в трилогию, – о человеке, роли природы и техники в его жизни; о проблемах НТР, о нравственно-эстетическом мире героя – строителя новых городов.

Произведения 1970-х годов вошли в первый период творчества писателя. Он связан с технократической цивилизацией. 1970-е годы становятся для писателя периодом интенсивных художественных исканий и открытий. В это время происходят значительные изменения в обществе – наступает эпоха НТР, которая сильно повлияла и на творчество А. Проханова. В эти годы наиболее важными показателями, характеризующими личность, считались: человек и его дело, человек и общество, нравственно-эстетические ценности личности. А. Проханов во многом руководствуясь данными принципами в изображении личности героя, выводит в трилогии  человека труда, человека дела – государственника, который берется за решение трудных задач и хочет максимально проявить свои способности.

Главная идея этого периода творчества – идея государства: «Русская проза…  никогда не писала государство… И мне  захотелось написать государство… писал ее в период, когда, наоборот, усилилась империя антигосударства…», – делится писатель.  

Герои А. Проханова нередко эгоистичны, сложны, излишне противоречивы. Они стремятся обрести гармонию и счастье, иметь любимую работу и семью, но не всегда добиваются желаемого. Они как бы застывают в одном «рабочем» состоянии, жертвуют семьей, женой и детьми ради работы. Именно поэтому образ «дома» в творчестве А. Проханова представлен в «разрушенном» виде.

Личность человека, преклоняющегося и воспевающего современную индустрию и технику, увлекла писателя в то время. Как и сам А. Проханов, его герои одержимы идеей техносферы. И эта одержимость, страсть не позволяют героям писателя в равной степени исполнить роль отца семьи и профессионала в своем деле. Автор описывает личности сильные, упорные, трудолюбивые, способные взяться за решение трудных задач, желающие максимально себя проявить. Но при всей преданности Делу, которая, казалось бы, преображает личность, герои эгоистичны. Посвятив свою жизнь единственной цели, они без долгих раздумий ради нее жертвуют другими людьми.

В раннем творчестве А. Проханова пафос повествования писателя резко отличается от литературных потребностей времени, когда актуальной выступала тема природы, воплощенная в произведениях «деревенской прозы» (В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Шукшин). А. Проханова интересовала производственная тематика. Его герой первой повести «Иду в путь мой» превращается в активного строителя новой жизни, которого волнуют вопросы прогресса НТР, политики. Герои заняты только работой, отдавая ей всю свою энергию и время, незаметно для себя постоянно отодвигают семью на задний план. Но при явном эгоцентризме личности, многие герои способны осознать свою гордыню, эгоизм, жестокость по отношению к близким людям и коллегам.

Главные герои А. Проханова желают утвердить эстетику техники взамен «устаревшей» эстетики древних храмов и куполов. Они сознательно «захватывают» земли, уничтожают природу, памятники старины, отвергают деревенский образ жизни,  «теряют» истоки народно-духовных ценностей. Но независимо от своей воли, они невидимыми нитями связаны с землей. И именно эта связь раскрывает в личностях героев их лучшие черты: веру, заботу,  нежность, преемственность древних традиций. В этом заключается главное противоречие прохановских героев.

Второй период творчества А. Проханова посвящен «локальным войнам» (Афганистан, Кампучия, Никарагуа, Ангола, Мозамбик, Чечня) и охватывает два десятилетия – с 1980-х до начала 2000-х годов. Начиная с 1980-х годов, интерес к творчеству А. Проханова ослабевает, на страницах журналов и газет появляются лишь поверхностные и небольшие рецензии. 

Работая в газете, А. Проханов неоднократно бывает в Афганистане, Мозамбике, Анголе, Нигерии, Кампучии. Так появляются следующие романы: «Дерево в центре Кабула» – о событиях в Афганистане, «В островах охотник» описывает Кампучию, «И вот приходит ветер» – о Никарагуа, «Африканист»  посвящен проблемам Мозамбика. Эти произведения составляют единый цикл «Горящие сады». В 1980-х годах личность героя рассматривается автором с позиций проблемы «личность и война». А. Проханов показывает влияние войны на духовно-нравственный мир человека.

В произведениях изображена личность мирного человека (журналист, фоторепортер, художник), волею судьбы и своей профессии, попавшего на войну. Как и прежде, герои полностью отдают себя работе, стремясь к достижению поставленной цели,  забывая о том, что вокруг война, смерть…  Но, закалившись в огне жестоких испытаний, они стремятся  преодолеть свой эгоизм. Так, герой в романе «Дерево в центре Кабула» «проходит проверку» душевных качеств и нравственных убеждений. Раньше он не подвергался серьезным испытаниям, на данном этапе герой делает первый шаг к возрождению своей личности, ее духовному возмужанию.

Роман А. Проханова «Дерево в центре Кабула» – это первое в  русской литературе крупное художественное произведение об Афганистане, о революции, произошедшей в этой стране в апреле 1978 года. Роман построен на документальной основе. Его автор длительное время был в Афганистане в качестве специального корреспондента «Литературной газеты», что подтверждено многочисленными репортажами А. Проханова, напечатанными на страницах газеты. Роман написан человеком, лично прошедшим не один десяток километров по городским улицам, полям и горам Афганистана. В его главном герое немало автобиографичного. Роман знакомит со многими людьми: афганцами и русскими гражданами, с условиями и перипетиями их жизни.

Одной из основных задач, стоящих перед автором, было достоверное воссоздание событий в Афганистане, Кампучии и других странах. Перед читателями проходят картины тех лет: бунты, мятежи, политические стачки и революционные столкновения. После выхода в свет романа А. Проханова «Дерево в центре Кабула» проходит несколько лет. Представления о тех событиях изменяются, добавляется нечто важное и существенное, о чем повествуется в его новых произведениях – повести «Светлей лазури» и романе «Рисунки баталиста», опубликованных в 1986 году. 

Этим художественным произведениям предшествовали очерки писателя, напечатанные в «Литературной газете» в 1985 году под названием «Записки на броне». Действия, описанные в них, легли в основу повести «Светлей лазури» (а именно бой в ущелье Саланг). 

В произведениях 1980-х годов А. Проханов поднимает проблему «личность и война», а также указывает на роль духовных качеств личности героя и влияние драматических коллизий на его нравственный мир. Главный предмет его художественного исследования – мир человека, волею судьбы попавшего на войну и прошедшего огонь и смертные испытания. Писатель исследует своих героев в моменты преодоления ими разных преград, требующих напряжения духовных и физических сил.

Герой писателя – это деятельный, активный, увлеченный, постоянно находящийся в действии, в движении, зачастую эгоистичный, но стремящийся к идеалу человек. Личности героев раскрываются в процессе мучительного решения сложных нравственных задач. Они могут заглянуть внутрь себя, осознать свою прошлую жизнь, но чтобы дойти до этого, им нужно столкнуться с бедами войны. На протяжении повествования  их личности претерпевают существенную трансформацию. Закалившись в огне жестоких испытаний, они становятся иными. И они оказываются в состоянии победить эгоизм, слабость, обрести ответственность, мужество и переступить через страх.

C «афганской темой» писатель выступает и в качестве сценариста. В 1988 году появляется киноповесть «За все заплачено», а в 1991 году снят художественный фильм «Ущелье духов» о  последней военной операции в Афганистане. 

Следующим этапом в жизни и творчестве А. Проханова становится чеченская война. «Мне казалось, что афганская война – это последняя, которая была дана мне как бы судьбою, но случилась еще одна – чеченская. Я первый раз поехал в Грозный,  когда еще шли бои и за Сунджей сидели дудаевцы…», – говорит А. Проханов. Первый его роман о чеченской войне – «Чеченский блюз», опубликованный в 1998 году в журнале «Наш современник». Автор рассказывает о событиях новогодней ночи 1995 года, когда российские войска штурмовали Президентский дворец в мятежном Грозном.

Затем появляется его новый роман «Идущие в ночи» о второй чеченской войне.  По авторскому замыслу, это логическое продолжение «Чеченского блюза», с которым он составляет своеобразную дилогию, воссоздающую события  «антитеррористических операций» в Чечне.

Военные события героями А. Проханова воспринимаются рационально, они часто задумываются о смысле войны, в отличие от героев П. Андреева, А. Бабченко и др., живущих по законам условных рефлексов и переживающими войну эмоционально. Описывая военные действия в Афганистане, Африке, Кампучии, Чечне, писателя главным образом интересует политический аспект войны. Он продолжает подчинять свои романы идее государства, начатой в трилогии 1970-х годов: «В исследованиях государства я имел возможность побывать на всех войнах, которые были тогда в государстве локальными… Я везде был и все это видел и пропустил через себя» – делится А. Проханов.

Герои А. Проханова  – это сильные, закаленные войной характеры, сумевшие выжить в условиях хронической опасности. То есть постоянной опасности потерять здоровье или жизнь, а с другой стороны – в условиях уничтожения себе подобных, которые являются врагами, и в прямой необходимости, и в поощряемом желании делать это как во имя конечных целей общего благополучия России, так и в целях собственного самосохранения в условиях вооружённой борьбы. И в данных условиях они способны на сочувствие и доброту. В характерах героев гармонично сочетаются и любовь к себе, и уважение к другим людям. Но это военные офицеры, сумевшие проявить себя в условиях опасности. Поэтому наряду с их положительными качествами такими, как сопереживание, забота, самоотдача –  в них в равной степени присутствуют и жесткость, хладнокровие, разочарование в жизни.                 

Третий период творчества – это произведения А. Проханова XXI века. Их тематика связана с распадом СССР и возникшими вслед за этим  событием последствиями. На данном материале и написан нашумевший роман писателя «Господин Гексоген», который совершает «прорыв» в отношении критиков к творчеству писателя. Вокруг романов ведется серьезная полемика, в которой участвует много молодых исследователей.

А. Проханов создает «Семикнижье красного завета» (название принадлежит писателю), семь романов о личности генерала Белосельцева. Вслед за ними появляются  роман-апокалипсис «Крейсерова соната», «Политолог» и роман-автобиография «Надпись», в котором писатель вновь обращается к 1970-м годам.              

На протяжении всего творческого пути А. Проханов исследует проблему государства. Он верит в Советское Государство, как он его называет, «Красную Империю», и искренно предан ему. Писатель и редактор оппозиционной газеты «Завтра» остался верен Красной Империи и ее системе даже после того, как она рухнула.

А. Проханов тяжело переживал события августа 1991 года, не мог понять, как могла стремительно рухнуть «огромная державная машина». Поэтому почти сразу же после трагедии писатель начинает работу над романом «Последний солдат Империи», который в 1993 году был опубликован в журнале «Наш современник».

 В 1999 году в журнале «Наш современник» был впервые опубликован роман А. Проханова «Красно-коричневый» –  «роман-икона» о крушении великого государства, о русском сопротивлении и неизбежной русской Победе», в котором подробно составил летопись трагического этапа в судьбе России конца ХХ века. Автор с документальной точностью воссоздал день за днем, час за часом столичной жизни, встречу за встречей, беседу за беседой главного героя, начиная отсчет времени с лета 1993 года.

В июне 2001 года А. Проханов заканчивает новый роман под  названием «Господин Гексоген». Роман «Господин Гексоген» посвящен событиям конца 1999 года, времени прихода к власти президента В.В. Путина. Роман А. Проханова «Господин Гексоген» 31 мая 2002 года удостоен престижной премии «Национальный бестселлер» за 2001 год. О романе «Господин Гексоген» заговорили как «о взлетевшей ракете на сером фоне нашей нынешней литературы» (Ю. Бондарев), как о «главном событии текущего литературного года» (Д. Ольшанский), как о «единственном литературном событии российского настоящего» (А. Дзябченко), как о «талантливом» произведении, обладающем «совершенно невероятной для российской литературы энергетической мощью текста» (Л. Юзефович) и причислили его к «большой литературе» (М. Трофименков).

Новый роман писателя «Крейсерова соната» повествует о гибели подлодки «Курск», именуемой автором крейсер «Москва», пожаре на Останкинской телебашне, захвате террористами зрителей мюзикла «Норд Оста» и предвыборной компании мэра Москвы Ю. Лужкова. Роман выдержан в сюрреалистическом, фантастико-мистическом стиле. Фантасмагорические превращения, используемые автором, по сравнению с предыдущими произведениями, более жесткие.

 В 2005 году А. Проханов выпускает еще один роман «Надпись». Новый роман писателя не похож на мистические, сюрреалистические его произведения XXI века. Это абсолютно реалистический текст. Автор оставляет столь переживаемые им самим современные события и «уходит» в прошлое. В центре сюжета – художественное исследование 1969 года – от событий в Праге до конфликта на острове Даманском.

А. Проханов описывает дни, сцены, эпизоды, в которых более тридцати лет назад участвовал сам. Впервые критиками без разногласий произведение было названо «автобиографичным». Роман рассказывает об истории молодого талантливого начинающего писателя и очеркиста, оказавшегося втянутым в политические интриги конца 1960-х годов и в итоге посланного освещать советско-китайские волнения в Жаланашколь. В романе писатель параллельно с перипетиями семьи героя показывает жизнь старших поколений семьи. Это самые пронзительные и трогательные страницы повествования, наполненные нежностью, любовью и теплом.

А. Проханов – писатель, публицист, журналист, редактор – не стоял в стороне, а лично переживал все успехи и беды своей страны. Все периоды развития нашего государства и литературы, порою трудные, противоречивые, он оставался и остается  бескомпромиссным, верным «правде» Советского Союза. Автор живет с огромным чувством ответственности перед своей страной. Именно в этом проявилась его творческая личность.

Все творчество автора, посвященного изображению событий, отображающих многие реально-документальные факты новой истории: «…все свое творчество я считаю хроникой новейшей истории, я помещал себя туда…» – делится писатель.

Предлагаем вам список литературы, в который включены произведения Александра Проханова, а также литература о его жизни и творчестве из фондов центральной городской библиотеки им. М. И. Ладынского.

 

Произведения Проханова А. А.

Книги

Проханов, А. А. Афган: Лучшая проза о девятилетней войне / А. А. Проханов. – М.: Эксмо, 2008. – 640 с. – (Спецназ. Подарочные издания).

Проханов, А. А. Выбор оружия / А. А. Проханов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. - (Последний солдат империи).

Проханов, А. А. Господин Гексоген : роман / А. А. Проханов. – М.: АdМarginem, 2002. – 474 с.

Проханов, А. А. Записки на броне : роман, повести / А. А. Проханов. – М.: Изд-во «Правда», 1988. – 464 с. – (Б-ка журнала «Знамя»).

Проханов, А. А. «Контрас» на глиняных ногах : роман / А. А. Проханов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. – (Последний солдат империи).

Проханов, А. А. Кочующая роза : роман / А. А. Проханов. – М.: Современник, 1983. – 288 с. – (Новинки «Современника»).

Проханов, А. А. Крым : роман / А. А. Проханов. – М.: Центрполиграф, 2014. – 382 с. – (Имперская Коллекция).

Проханов, А. А. Матрица войны : [роман] / А. А. Проханов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с. – (Последний солдат империи).

Проханов, А. А. Пепел : [роман] / А. А. Проханов. – М.: Эксмо, 2011. – 384 с. – (Афган. Локальные войны).

Проханов, А. А. Стеклодув. Война страшна покаянием : [роман] / А. А. Проханов. – М.: Эксмо, 2011. – 352 с. – (Афган. Локальные войны).

 

Периодика

Проханов, А. А. Виртуоз : роман / А. А. Проханов // Роман-газета. – 2010. – № 3. – С. 1-112; № 4. – С. 1-112.

Проханов, А. А. Востоковед : роман / А. А. Проханов // Роман-газета. – 2017. – № 1. – С. 1-80.

Проханов, А. А. Господин Гексоген : роман / А. А. Проханов // Роман-газета. – 2003. – № 1. – С. 3-128.

Проханов, А. А. Гость : роман / А. А. Проханов // Наш современник. – 2018. – № 1. – С. 17-80.

Проханов, А. А. Губернатор : роман / А. А. Проханов // Наш современник. – 2016. – № 1. - С. 25-78; № 2. – С. 20-54.

Проханов, А. А. Красно-коричневый / А. А. Проханов // Наш современник. – 1999. – № 1. – С. 24-101; № 2. – С. 38-111.

Проханов, А. А. Моя душа сквозь облако летела : [стихотворения] / А. А. Проханов // Наш современник. – 2016. – № 3. – С. 38-44.

Проханов, А. А. Надпись : роман / А. А. Проханов // Роман-газета. – 2006. – № 17. – С. 1–78.

Проханов, А. А. Надпись : роман / А. А. Проханов // Роман-газета. – 2007. – № 3. – С. 1-80; № 4. – С. 1-80.

Проханов, А. А. Сон о Кабуле : роман / А. А. Проханов // Наш современник. – 2000. – № 3. – С. 33-59; № 4. – С. 105-140; № 5. – С. 69-127; № 6. – С. 39-124.

Проханов, А. А. Человек звезды : роман / А. А. Проханов // Роман-газета. – 2013. – № 1. – С. 1-96.

Проханов, А. А. Чеченский блюз : роман / А. А. Проханов // Наш современник. – 1998. – № 8. – С. 3-40.

Проханов, А. А. Чеченский блюз : роман / А. А. Проханов // Роман-газета. – 2001. – № 5. – С. 1-94.

 

Произведения о жизни и творчестве Проханова А. А.

Книги

Проханов Александр Андреевич / гл. ред.. и сост. П. А. Николаев ; редкол.: А. Г. Бочаров, Л. И. Лазарев, А. Н. Михайлов и др. // Русские писатели 20 века: Биографический словарь / гл. ред.. и сост. П. А. Николаев ; редкол.: А. Г. Бочаров, Л. И. Лазарев, А. Н. Михайлов и др. – М., 2000. – С. 577-579.

Чупринин, С. Проханов Александр /  С. Чупринин // Русская литература сегодня: Большой путеводитель /  С. Чупринин. – М., 2007. – С. 341-344.

           

Периодика

Артамонов, В. Бедный всадник : [о романе А. А. Проханова «Губернатор»] / В. Артамонов // Читаем вместе. – 2016. – № 5. – С. 42.

Бондаренко, В. Имперский герой Александра Проханова «Красно-коричневый». Его тотемный зверь / В. Бондаренко // Роман-газета. – 2003. – № 11. – С. 25-34.

 Ремизова, М. Гексоген + Пиар = Осетрина : [о романе А. А. Проханова «Господин Гексоген»]  / М. Ремизова // Новый мир. – 2002. – № 10. – C. 153-158.                         

Составитель; Костина А.Е., главный библиограф ЦГБ