Павел Михайлович Третьяков (1832-1898) к 185-летию со дня рождения

Просмотров за месяц: 6
Просмотров за год: 272

Искусство играет важную роль в жизни человека. Живопись и скульптура, музыка и архитектура, театр и кино окружают нас, неся «разумное, доброе, вечное», делая нашу жизнь духовной и нравственной. Живопись – одна из ярчайших граней искусства. Миллионы полотен находятся в стенах музеев и выставочных залов, являются украшением частных коллекций. Веками формировались художественные фонды, по крупицам собиралось все то, что сегодня принадлежит всему человечеству. История сохранила для нас имена тысяч людей, которым не чужды были такие понятия, как меценатство, благотворительность, бескорыстие. Одним из них был россиянин Павел Михайлович Третьяков.

Павел Михайлович Третьяков – российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почётный гражданин Москвы (1896).

Третьяковы происходили из старого, но небогатого купеческого рода, ведущего свою историю с 1646 года. Прадед Павла Михайловича Третьякова и его брата Сергея Михайловича – Елисей Мартынович – прибыл в Москву из города Малый Ярославец в 1774 году семидесятилетним стариком с женой и двумя сыновьями – Захаром и Осипом. Дед – Захар Елисеевич – был московским купцом 3-й гильдии. В 1828 году он открыл в Москве заведение по окраске и крахмалению холста и парусины. Отцу П. М. Третьякова – Михаилу Захаровичу (1801–1850), московскому купцу 2-й гильдии, удалось расширить семейное дело. Но по-настоящему большого размаха дело Третьяковых достигло при следующем поколении. Павел Михайлович Третьяков унаследовал дело отца в первой половине 1850-х годов. Торговый дом «П. и С. братья Третьяковы и В. Коншин» появился в Москве в 1860 году. Наследники Третьякова продолжали торговое и промышленное дело. Им принадлежала льноткацкая и льнопрядильная фабрика в Костроме.

Образ жизни всех Третьяковых был самый патриархальный, интересы редко простирались дальше лавки, дома и церкви. Детей с детства приучали к труду, воспитывали в строгости, траты на «пустяки» не допускались. Зато чтение книг всячески поощрялось.

С самых юных лет Павел Михайлович служил мальчиком в лавке. Там ему приходилось не только бегать по поручениям, зазывать покупателей и помогать их обслуживать, но и выносить помои, подметать полы. Конечно, с тех пор многое изменилось, и представить себе сына какого-нибудь известного предпринимателя за такими занятиями уже совершенно невозможно. Однако сам принцип приучения к труду с малолетства вряд ли устарел. Во всяком случае, уже в зрелые годы П. М. Третьяков не раз говорил: «Работаю потому, что не могу не работать», «Праздность – мать пороков, труд человека кормит, а лень портит».

В 13 лет Третьяков перешел из лавки в контору отца, где учился вести торговые книги и работать с оптовыми покупателями. Следует заметить, что Михаил Захарович настаивал на том, чтобы к его сыновьям и в лавке, и в конторе относились так же, как к простым служащим. Такое воспитание не только позволило Павлу Михайловичу подробно ознакомиться со всеми ступенями того дела, которое ему предстояло унаследовать, но и привило уважение ко всем людям, честно зарабатывавшим свой хлеб.

Отец Павла Михайловича был человеком слабого здоровья и умер в 1850 году в возрасте сорока девяти лет. Согласно завещанию жене Александре Даниловне следовало распоряжаться всеми делами до достижения 25-летия младшего из сыновей – Сергея, сыновей Павла и Сергея воспитывать до совершеннолетия, не отстранять от торговли и от своего сословия и дать им приличное образование.

Братья, унаследовавшие дело отца, стали развивать операции по закупке льна, его переработке и продаже текстильных изделий. В 1864 году они основали известнейшую Новую Костромскую мануфактуру льняных изделий, построили в Костроме несколько фабрик по переработке льна, через два года учредили знаменитое Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры с капиталом 270 тысяч рублей золотом.

Следует отметить, что Павел Михайлович Третьяков потратил на организацию картинной галереи в Москве около полутора миллионов рублей. Свыше трети этой суммы он получил в виде прибыли от Новой Костромской льняной мануфактуры. Таким образом, костромские текстильщики внесли свой вклад в создание национальной сокровищницы – знаменитой Третьяковской галереи. На фабрике «Товарищества Ново-Костромской льняной мануфактуры» были созданы школа, больница, родильный дом, дом престарелых, ясли и потребительское общество. Фабрика Третьякова считалась одной из самых передовых и благоустроенных фабрик России того времени. Павел Михайлович заботился и об улучшении бытовых условий рабочих.

Расширяя дело отца, братья Третьяковы построили также бумагопрядильные фабрики, на которых работало около 5 тысяч человек.

Торговые и промышленные дела Третьяковых шли очень успешно, но все-таки эта семья никогда не считалась одной из самых богатых. В дальнейшем успешное ведение дел позволило братьям тратить немалые средства на благотворительные цели, а также собирание художественных коллекций. При создании своей знаменитой галереи Павел Михайлович тратил огромные, в особенности по тому времени, деньги, может быть, несколько в ущерб благосостоянию своей собственной семьи.

В доме Третьяковых бывали И. С. Тургенев, композиторы Н. Г. Рубинштейн и П. И. Чайковский, художники И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, В. Г. Перов, И. Н. Крамской. С некоторыми из них семья была в родстве.

Первые покупки художественных произведений, сделанные им, относятся к середине 1850-х годов. Поездка в 1852 году в Петербург на всю жизнь оставила в нем неизгладимое впечатление. Он впервые побывал в Эрмитаже и просто влюбился в живопись. Увлеченный искусством Третьяков в 1854 году начал собирать художественную коллекцию национальной русской живописи. Первые его приобретения – около десяти графических листов старых голландских мастеров – куплены на «развалах» у Сухаревой башни. Эти рисунки до самой смерти Третьякова украшали его жилые комнаты.

Павел Михайлович не преследовал никаких корыстных целей. Им овладела идея создать музей национальной живописи. В завещании, составленном в 1860 году, всего через четыре года после покупки первых картин, он писал: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

Художники и историки искусства давно уже заметили, что, «не появись в свое время П. М. Третьякова, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные: быть может, мы не знали бы ни «Боярыни Морозовой», ни «Крестного хода», ни всех тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Государственную Третьяковскую галерею». (М. Нестеров). Или: «…Без его помощи русская живопись никогда не вышла бы на открытый и свободный путь, так как Третьяков был единственный (или почти единственный), кто поддержал все, что было нового, свежего и дельного в русском художестве» (А. Бенуа).

В конце ноября 1898 года Третьяков слег, началось обострение язвы желудка. Он отказался от консилиума врачей. Скрывая свои страдания от близких, каждое утро вызывал к себе служащих галереи и торговой конторы с докладами. О галерее он думал и в свое последнее утро 4 декабря 1898 года. Молча выслушав сообщения, Павел Михайлович угасающим голосом произнес: «Берегите галерею…» и тотчас умер. Эти слова были последними. Похоронили П. М. Третьякова на Даниловском кладбище. А в 1948 году прах был перенесен на Новодевичье кладбище.

Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений и делится на несколько разделов: древнерусское искусство XII–XVIII веков – иконы, скульптура, мелкая пластика, прикладное искусство (около 5 тысяч экспонатов); живопись XVIII – первой половины XIX века, второй половины XIX века и рубежа XIX и XX веков (около 7 тысяч произведений); русская графика XVIII – начала XX века (свыше 30 тысяч произведений); русская скульптура XVIII – начала XX века (около 1000 экспонатов); коллекция старых антикварных рам, мебели, прикладного искусства и огромный раздел (более половины всей коллекции) послереволюционной живописи, скульптуры и графики, размещающийся в помещениях на Крымском валу.  

Предлагаем вам список литературы, в который включены книги о Павле Михайловиче Третьякове и Третьяковской галерее из фондов центральной городской библиотеки им. М. И. Ладынского.

 

Третьяков Павел Михайлович

Книги

Белоусов, А. А. На алтарь Отечества. Из истории меценатства и благотворительности в России : учеб. пособие / А. А. Белоусов. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. – 208 с.: ил.

Бурышкин, П. А. Москва купеческая : мемуары / П. А. Бурышкин. – М.: Высшая школа, 1991. – 352 с.: ил.

1000 лет русского предпринимательства: из истории купеческих родов / [сост., вступ. ст. О. Платонова]. – М.: Современник, 1995. – 479 с.: фотоил.

 

Периодика

Жукова, Л. «Чтобы нажитое от общества вернулось также к обществу...» : 150 лет Третьяковской галерее : [методические материалы о жизни Павла Михайловича Третьякова] / Л. Жукова // Библиополе. – 2006. – № 3. – С.73-80.

Кирасирова, Л. Н. Традиции меценатства : [сценарий меценатства, рассказывающего о русских покровителях искусства] / Л. Н. Кирасирова // Читаем, учимся, играем. – 2012. – № 9. – С. 66-70.

 

Третьяковская галерея

Книги

Большакова, Л. А. Государственная Третьяковская галерея : путеводитель / Л. А. Большакова. – М.: Изобразительное искусство, 1976. – 160 с.: ил.

Государственная Третьяковская галерея : альбом / [авт.-сост. Ю. К. Королев]. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 99 с.: ил.

Государственная Третьяковская галерея : альбом / [сост. Ю. К. Королев, Л. И. Иовлева]. – М.: Изобразительное искусство, 1997. – 144 с.: ил.

Государственная Третьяковская галерея : история и коллекции : альбом. – 4-е изд. – М.: Искусство, 1989. – 448 с.: ил.

Немировская, М. А. Акварель и рисунок XVIII- первой половины XIX века в собрании Государственной Третьяковской галереи : альбом / М. А. Немировская. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – 164 с.: ил.

Усачёв, А. А. Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом Андреем Усачевым / А. А. Усачев. – М.: Дрофа-Плюс, 2007. – 120 с.: ил.  

Чудеса света: Россия / [Е. В. Широнина]. – М.: РОСМЭН, 2011. – 96 с.: ил. – (Детская энциклопедия РОСМЭН).

 

Периодика

Анисова, Н. Русский художники : [исторические миниатюры] / Н. Анисова, Л. Анисов // Москва. – 2017. – № 3. – С. 189-199.

Васильева, Ж. Синий суп на первое : [о новой выставке в Третьяковской галерее] / Ж. Васильева // Российская газета. – 2015. – 18 марта. – С. 13.  

Васильева, Ж. Соль на рану : [о демонстрации в Третьяковской галерее] / Ж. Васильева // Российская газета. – 2013. – 27 нояб. – С. 9.

Зелов, Н. С. Рукописный фонд «Третьяковки» : [материал о Третьяковской галерее] / Н. С. Зелов // Мир библиографии. – 2006. – № 3. – С. 79-83.

Лебедева, И. «Зритель не готов к встрече с абстрактным» : [материал о Третьяковской галерее] / И. Лебедева ; беседовал М. Серафимов // Огонек. – 2009. – № 11. – С. 7.

Петров, И. Эрмитаж и участковый : [об охране музеев] / И. Петров // Российская газета. – 2015. – 21 сент. – С. 5.

Платонова, Н. Интервью перед юбилеем : [к 150-летию Третьяковской галереи] / Н. Платонова // Юный художник. – 2006. – № 2. – С. 1-2.

Руденко, Е. А. На пути к прекрасному : [сценарий беседы-экскурса, рассказывающей о самых известных и оригинальных музеях России и мира] / Е. А. Руденко // Читаем, учимся, играем. – 2011. – № 2. – С. 62-67.

 

Изоматериалы

Домашний музей / [ред. С. Б. Петров]. – М.: Советский художник, 1973. – 24 репродукции: ил.

Государственная Третьяковская галерея [Изоматериал] / [авт.-сост. А. Арзамасцев]. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 32 откр.  

Государственная Третьяковская галерея [Изоматериал] / [авт.-сост. Н. Кирдина]. – М.: Изобразительное искусство, 1988. – 32 откр.

Государственная Третьяковская галерея [Изоматериал] / [ред. В. Лось]. – М.: Изобразительное искусство, 1982. – 16 цв. откр.: ил.

Государственная Третьяковская галерея. Картины русских и советских художников [Изоматериал] / [сост. В. Володарский ; худож. Ю. Альберт]. – Л.: Аврора, 1983. – 16 цв. откр. 

Картины Государственной Третьяковской галереи / [авт. и сост. И. Гофман]. – М.: Изобразительное искусство, 1976. – 16 репродукций: ил.

           

Третьяковская галерея в видеоизданиях

Государственная Третьяковская галерея: история и коллекция [Видеозапись]. – М.: Видеостудия «Кварт», Б.г. – 1 вк.

Составитель; Костина А.Е., главный библиограф ЦГБ