Александр Валентинович Вампилов (1937-1972) к 80-летию со дня рождения

Просмотров за месяц: 13
Просмотров за год: 191

Александр Валентинович Вампилов – русский советский драматург и прозаик.

Родился писатель в небольшом городе Иркутской области, городе Кутулик. Семья, в которой росло четверо детей, была самой обычной. Отец – директор местной школы, а мать, учитель  математики, работала там завучем. Для семьи все изменилось, когда по доносу в 1937 году арестовали отца. Как это водилось в то время, один из «добродетельных» учителей написал на своего руководителя донос, обвинив в антисоветских взглядах. При таких обстоятельствах начинает свою жизнь Александр Вампилов.

Мать писателя осталась одна с четырьмя детьми. Родственники отвернулись от женщины, которая изо всех сил старалась не дать детям умереть голодной смертью. Так начал свой жизненный путь Вампилов Александр Валентинович, биография которого получила клеймо «врага народа». Во время обучения в школе будущий писатель слыл обычным ребенком, ничем не выдающимся. Талант начал проявляться значительно позже. Скорее всего, это связано с тем, что слишком уж тяжелыми были детские годы. Вампилов Александр Валентинович, семья которого перебивалась порой хлебом и водой, просто не мог думать об искусстве. 

Писательская карьера начинается, когда Вампилов поступает в Иркутский университет на факультет истории и филологии. Постепенно Александр Вампилов начинает пробовать себя в написании коротких рассказов. Первые из них публикуются в студенческой газете. Чуть позднее его заметило руководство газеты «Советская молодежь» – Вампилов начинает работать с 1961 года. Как самого талантливого автора, руководство газеты отправляет Вампилова в Москву для повышения квалификации на литературных курсах. Это помогло Александру Валентиновичу продвинуться по карьерной лестнице: теперь он ответственный секретарь. Однако через несколько лет Вампилов завершает карьеру, полностью отдавшись писательской деятельности. К сожалению, попытки пристроить хоть какое-то произведение для постановки на сцене пока безрезультатны. Значительно позже пьесами Александра Валентиновича заинтересуются и БДТ Петербурга (тогда Ленинграда), и другие крупные театры. Карьера, да и семейная жизнь стали постепенно налаживаться. И вдруг… трагическая гибель.

17 августа 1972 года, за два дня до 35-летия, А. В. Вампилов трагически погиб – утонул в Байкале у истока Ангары. Краткая биография его закончилась ужасно нелепо. Решив отдохнуть на Байкале, они с другом отправились на озеро с лодкой. Так получилось, что судно, зацепившись за нагроможденные под водой деревья, перевернулось. Друг писателя, Глеб Пакулов, стал звать на помощь и его спасли. Вампилов решил сам добраться до берега в ледяной воде. И вот как только он ступил на берег – сердце не выдержало.

На его рабочем столе осталась лежать неоконченная работа – водевиль «Несравненный Наконечников». У места гибели на берегу озера Байкал в посёлке Листвянка установлен памятный знак.

Похоронен в Иркутске на Радищевском кладбище. В 1973 году на могиле был установлен памятник – камень с автографом.

Парадоксально и то, что сразу после смерти начинается бурный интерес режиссеров и издателей к наследию, которое успел оставить Вампилов Александр Валентинович.

Писать Вампилов начинает, будучи студентом первого курса историко-филологического факультета. Первые короткие очерки печатают местные университетские издания. Единственный сборник рассказов, опубликованный при его жизни, выпускается как раз в это время. Это короткие юмористические рассказы, написанные под псевдонимом А. Санина. По приезде из Москвы (там Александр Валентинович повышал квалификацию литератора), поработав некоторое время в престижной должности ответственного секретаря «Советской молодежи», он пишет две небольшие комедийные пьесы: «Сто рублей новыми деньгами», «Воронья роща». Постепенно Вампилов приходит к осознанию того, что должен заниматься исключительно творчеством. Поэтому он прощается с работой в газете и начинает активную писательскую деятельность. Вскоре появляется пьеса «Прощание в июне», которую автор предлагает к постановке в московских театрах. К сожалению, попытки эти не увенчались успехом.

Помогает Вампилову случай, когда совершенно случайно на телеграфе он встречает известного тогда драматурга Арбузова, который соглашается взять и прочитать пьесу Александра «Прощание в июне». Вампилов получает положительные отзывы знаменитого драматурга, однако московскую сцену произведение тогда так и не увидело. В период 1969-1971 годы появляются самые известные пьесы. Их берутся ставить в провинциальных театрах, но вот Москва и Ленинград для Вавилова закрыты. Печально, но интересоваться творчеством драматурга начали незадолго до его смерти, в 1972 году. Сложно сказать, почему столичные театры обратили на него внимание, но пьесы берутся ставить БДТ, театр Станиславского. Даже Ленфильм заключает с Вампиловым договор на написание оригинального сценария. К сожалению, не увидел писатель блестящих постановок своих пьес в Москве: жизнь его плачевно оборвалась.

Написанная в 1965 году комедия «Прощание в июне» характерна для литературы того времени. Вампилов показывает героя, студента, в мировоззрении которого произошли существенные метаморфозы не в лучшую сторону. Изначально Колесов показан душой компании, его ценят преподаватели и однокурсники. Он принципиален, но отличается некоей взбалмошностью, как все студенты. Все меняется, когда герой влюбляется в ректорскую дочь Татьяну. По понятным причинам руководитель факультета против этих отношений, он грозит выгнать Колесова из университета. Студент в растерянности, ведь он искренне любит девушку, однако понимает, что и диплом потерять не может, ведь до выпуска остаются считаные месяцы. После долгих томлений Колесов соглашается на сделку и бросает Таню.

Вампилов не сделал из главного героя отрицательный персонаж, он дает ему шанс измениться и намекает на это читателю, ведь Колесов не идет дальше, он раскаивается, в порыве чувств рвет свой диплом и пытается вернуть девушку. Писатель концовкой как бы приоткрывает читателю будущее, дает надежду, что он исправится. Нельзя сказать, что данная пьеса однозначно о любовных отношениях и предательстве. Плоскость ее намного выше: это сделка с собственной совестью, принципами. И кто выиграет Вампилов недоговаривает. В этом весь уникальный почерк писателя.

Работу над «Старшим сыном» Вампилов ведет длительное время. Сначала появляются черновые наброски, заметки в записных книжках, потом публиковались некоторые главы. Окончательный вариант увидел свет в 1970 году, опубликованный в издательстве «Искусство». Бусыгин, который обманом заходит в семью, – тот, кто спасает всех их от ошибок. Так, Нине, дочери Сарафанова он открывает сущность жениха, мелочного Кудимова. Васенька задумывается над тем, чтобы не ехать в тайгу. Спасает Бусыгин и Сарафанова-старшего, даря ему в своем лице еще одного сына. Он как глоток свежего воздуха для этой семьи. Символично, что в конце герои остаются дома без Сильвы, друга Бусыгина, и без принципиального Кудимова. Они, по мнению Вампилова – две крайние точки, которым не место в жизни. У пьесы кольцевая композиция: в конце Бусыгин также пропускает свой вечерний поезд.

Казалось бы, какой простой сюжет: плутовство Бусыгина в надежде погреться. Но таит он в себе глубинные вопросы, которые ставит перед читателем Александр Вампилов. Произведения его и отличаются этими смыслами, которые открываются читателю, как невидимая часть айсберга. В пьесе стоит извечная проблема отцов и детей. Трагично звучат слова сына Сарафанова Васеньки о том, что не нужны взрослым детям родители. Весьма философски подходит Вампилов и к теме смысла жизни. Кто такой Сарафанов? Неудачник, уволенный с работы, брошенный женой и вскоре детьми. Однако он не унывает, а верит, что хорошему человеку судьба обязательно преподнесет нечто хорошее. И он оказывается прав.

Трагично складывается жизнь людей эпохи «застоя». Полностью лишенные нравственной базы, идейного фундамента, они плывут по течению, разрушая собственную жизнь. Таков и главный герой пьесы «Утиная охота» Зилов. Он находится в глубочайшем душевном кризисе. Начинается пьеса с того, что около своей двери герой находит похоронный венок со словами скорби в свой адрес. Это очень символично, потому что душевно Зилов мертв уже давно. Далее в пьесе этому Вампилов представляет неопровержимые доказательства. Герой показан через череду веселий, гулянок, любовниц и вранья.

Жена Галина воспринимается им не больше, чем предмет мебели, ни во что он не ставит и Веру, свою любовницу. Даже родной отец, просящий встречи, отодвигается Зиловым на второй план (старик так и умирает, не встретившись с сыном). Герой же предпочитает мечтать об утиной охоте, на которую вряд ли соберется когда-нибудь. Этот образ очень яркий в пьесе, он символизирует несостоятельность главного героя. Поразительно, с какой точностью нарисованы Вампиловым женские образы: миниатюрная, нежная Галина, жена Зилова, душевная, порой грубоватая Вера, аристократичная Валерия и молоденькая студентка Ирина, искренне полюбившая главного героя. Как всегда, вопрос возрождения главного героя автор оставляет открытым, тайно надеясь, что оно произойдет.

Пьеса «Прошлым летом в Чулимске» повествует о жизни районного центра в глубинке. Главная героиня, Валентина, влюблена в следователя Шаманова, который не сразу, но отвечает ей взаимностью.

Также приглянулась девушка и Павлу, приехавшему к родителям в отпуск. Молодой человек весьма избалован, он привык получать все, о чем пожелает. Валентина в качестве жены нужна ему исключительно как красивое дополнение городской квартиры, как та, которая будет без проблем вести хозяйство. Не склонив девушку к женитьбе по-хорошему, он применяет к ней насилие. Поруганная, она отвергает предложение руки Шаманова и склоняется к решению выйти замуж за Пашку, как хочет этого отец. Однако в конечном счете отвергает обоих мужчин.

Вампилов ставит в пьесе очень серьезные вопросы: жизнь молодежи в глубинке, нравы жителей. Действительно, как можно удержать молодежь, если до ближайшего Дома культуры нужно идти несколько километров, а в кинотеатре показывают давно просмотренные всеми ленты. Вот поэтому и сбегает молодежь или спивается. Весьма символичен палисадник, который обустраивает Валентина: все, кроме Шаманова ходят прямо по нему и ломают, а девушка безропотно восстанавливает. Вампилов хочет сказать этим, что нравы людей не переделать: одни так и будут рушить, а другие восстанавливать. Есть и другой подтекст: поруганная, истоптанная честь Валентины. Очень символично, что палисадник помогает восстанавливать Шаманов. Может, все-таки он именно тот человек, который в конечном счете спасет девушку? Как и в остальных пьесах Вампилова – об этом приходится только догадываться. 

Самые известные короткие пьесы Вампилова «История с метранпажем» и «Двадцать минут с ангелом». Написаны они в самом начале его писательской деятельности. Значительно позже пьесы объединили в одно издание «Провинциальный анекдот». Это действительно очень меткое название, ведь, продолжая традиции Пушкина, Вампилов пишет короткие рассказы о неординарном событии, которое действительно происходило. Однако привносит автор и нечто новое в значение этого литературоведческого термина: искрометную, необычную концовку.

Неслучайно в названии и слово «провинциальные». Таким образом Вампилов привлекал внимание читателя к проблемам далеких от столичной жизни поселений, где существуют особые уклады, взгляды и течение жизни. Эти одноактовые пьесы – своеобразный плацдарм для наиболее серьезных работ автора, ставящих важнейшие философские вопросы нравственности: «Утиной охоты» и «Прошлым летом в Чулимске».

Исследователи творчества Вампилова в один голос говорят о том, что если бы его жизнь не оборвалась так рано, Александр Валентинович бы обязательно выпустил роман, а может, даже и несколько. Зачатки этого были однозначно видны. В основном проза писалась еще молодым писателем – студентом университета и работником газеты. Тогда из-под его пера выходят всевозможные очерки, записки, фельетоны. Однако два произведения относятся уже к зрелому периоду творчества Вампилова: в 1965 году написан фельетон «Кое-что для известности», а в 1966 – «Витимский эпизод». Кроме того, в это же время Алксандр Валентинович пишет очерки о Кутулике.

Все прозаические произведения Вампилова объединяют их сюжеты, проблемы, которые будут развиты в драматических произведениях. Здесь проявляются образы Шаманова, Якова Черных, Валентины, Пашки, события, произошедшие в «Утиной охоте» и «Прощании в июне». Проза отличается остротой сатиры, меткими характеристиками героев. Ее можно сравнить с работами Зощенко и Олеши. Не сразу получил признание публики и читателей Александр Вампилов. Рейтинг книг и спектаклей складывался постепенно. Однако факт того, что все его крупные пьесы в итоге были поставлены на сценах ведущих театров, а многие еще и исполнены в кинематографе, говорит о действительно народной любви и актуальной тематике произведений.

Произведения Александра Вампилова переведены на английский, белорусский, болгарский, венгерский, испанский, китайский, латышский, лезгинский, молдавский, монгольский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, французский, чешский, эстонский и другие языки.

Именем Вампилова назван астероид (малая планета) № 3230. В 1977 году улица в посёлке Кутулик, на которой жил Александр Вампилов, переименована в улицу Вампилова.

Предлагаем вам список литературы, в который включены произведения Александра Вампилова, а также литература о его жизни и творчестве из фондов центральной городской библиотеки им. М. И. Ладынского.

 

Произведения Вампилова А. В.

Книги

Вампилов, А. В. Избранное / А. В. Вампилов. – М.: Согласие, 1999. – 778 с.: ил.

Вампилов, А. В. Прощание в июне : Пьесы / А. В. Вампилов ; худож. Т. Добровинская. – М.: Сов. писатель, 1984. – 242 с.

Вампилов, А. В. Прощание в июне : Пьесы / А. В. Вампилов. – М.: АСТ: ТРАНЗИТКНИГА, 2005. – 444 с. – (Мировая классика).

Вампилов, А. В. Пьесы / А. В. Вампилов. – М.: Изд. дом Синергия, 2002. – 464 с. – (Новая школьная библиотека).

Вампилов, А. В. Старший сын : [пьесы, рассказы] / А. В. Вампилов ; худож. В. Челак. – М.: АСТ: Астрель: Пушкинская библиотека, 2006. – 334 с. – (Внеклассное чтение).

Вампилов, А. В. Старший сын : [пьесы, рассказы] / А. В. Вампилов ; худож. В. Челак. – М.: Пушкинская библиотека: АСТ: Астрель, 2005. – 334 с. – (Внеклассное чтение).

Вампилов, А. В. Утиная охота : Пьесы. Записные книжки / А. В. Вампилов. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 544 с.

Вампилов, А. В. Утиная охота : Пьесы. / А. В. Вампилов ; рис. О. Нефедова. – М.: Дет. лит., 2003. – 272 с. – (Школьная библиотека).

Вампилов, А. В. Я с вами, люди : Рассказы, очерки, статьи, фельетоны; Одноактные пьесы, сценки, монологи / А. В. Вампилов. – М.: Советская Россия, 1988. – 448 с. – (Библиотечная серия).

Драма второй половины ХХ века / сост. О. Кушлина. – М.: СЛОВО, 2000. – 624 с. – (Пушкинская библиотека).

Драматургия второй половины ХХ века : в 100 т. / [cост. М. И. Громов]. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 448 с. – (Библиотека отечественной классики). 

Хрестоматия по современной русской литературе для старшеклассников и абитуриентов / [сост., вст. ст. Л. Быков]. – 2 изд., испр. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 806 с.

 

Произведения о жизни и творчестве Вампилова А. В.

Книги

Овчаренко, А. И. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945-1985 годов. Шестидесятые годы / А. И. Овчаренко. – М.: Современник, 1985. – 446 с.

Раззаков, Ф. И. Звездные трагедии: загадки судьбы и гибели / Ф. И. Раззаков. – М.: Эксмо, 2000. – 400 с.: фотоил.

Роднянская, И. Б. Художник в поисках истины / И. Б. Роднянская. – М.: Современник, 1989. – 384 с. 

Сахаров, В. И. Обновляющийся мир: Заметки о текущей литературе / В. И. Сахаров. – М.: Современник, 1980. – 288 с.

Собеседник : Литературно-критический ежегодник. Вып.9 / сост. И. Ростовцева. – М.: Современник, 1989. – 221 с.

1700 лучших сочинений. Темы. Планы. Образцы : для шк. и пост. в вузы. – М.: Дрофа, 2001. – 608 с. – (Большая библиотека "Дрофы").

Шугаев, В. М. Переживания читающего человека / В. М. Шугаев. – М.: Современник, 1988. – 319 с.

 

Периодика

Безруков, С. Гамлет из Чулимска: [интервью с Сергеем Безруковым об актуальности нового фильма по повести Александра Вампилова] / С. Безруков ; беседовала С. Альперина // Российская газета. – 2014. – 8-14 мая. – С. 11.

Бычкова, О. А. Герой в символическом пространстве романа А. Иванова и фильма А. Велединского "Географ глобус пропил": [исследование проблематики романа А. Иванова "Географ глобус пропил" и образа главного героя – учителя географии Виктора Сергеевича Служкина] / О. А. Бычкова
// Литература в школе. – 2016. – № 4. – С. 17-19.

Вперед, к Вампилову // Литературная газета. – 2007. – 29 авг.-4 сент. – С. 1.

Гришина, М. Л. "По земле ходил я в радости": [сценарий вечера портрета, посвящённого жизни и творчеству А. В. Вампилова для 10-11 кл.] / М. Л. Гришина // Читаем, учимся, играем. – 2014. – № 8. – С. 16-19.

Кленицкая, И. Две пьесы Вампилова: [о произведениях Вампилова А. В. "Старший сын" и "Прошлым летом в Чулимске"] / И. Кленицкая // Литература в школе. – 2010. – № 12. – С. 35-38.

Кузьмина, Н. Б. Семинар по пьесе А. В. Вампилова "Утиная охота" / Н. Б. Кузьмина // Литература в школе. – 2010. – № 6. – С. 33-34.

Михеева, А. В. Нравственные проблемы в пьесе А. В. Вампилова "Старший сын" / А. В. Михеева // Литература в школе. – 2010. – № 6. – С. 29-32.

Островская, Н. "Доплывем" ли до Вампилова?: [о писателе Вампилове А. В.] / Н. Островская // Комсомольская правда. – 2012. – 18 авг. – С. 10-11.

Чернов, Ф. К. Чистое сердце: [о произведении Вампилова А. В. "Старший сын"] / Ф. К. Чернов // Литература в школе. – 2010. – № 6. – С. 27-29.

Шестерова, Н. П. А. В. Вампилов. Пьеса "Несравненный Наконечников" / Н. П. Шестерова // Литература в школе. – 2010. – № 12. – С. 39-41.

Шипилова, Е. Г. Стечение обстоятельств: [о творчестве А.В. Вампилова] / Е. Г. Шипилова // Читаем, учимся, играем. – 2010. – № 12. – С. 94-97.

 

Творчество Вампилова А. В. в видеоизданиях

Прощание в июне : По мотивам пьесы А. В. Вампилова / авт. сцен. С. Ломкин, Д. Червяков ; реж.-пост. В. Филлипов ; комп. А. Агажанов ; опер. Г. Карюк. – М.: Киностудия "Канон", 2003. – 134 мин. – 1 вк.: цв. – (Кино России).

Составитель: Костина А.Е., главный библиограф ЦГБ