Информационный час "Читаем детям о войне"

Информационный час «Читаем книги о войне», посвященный 72-й годовщине Великой Победы, начался с сообщения о подвиге детей, принимавших участие в Великой Отечественной войне на примере произведений С. Алексиевич «Последние свидетели» и В. Пикуля «Мальчики с бантиками».

«Последние свидетели» – это документальная проза, в которую намеренно не допускается авторский голос. Читатель остается один на один с теми, кто «родом из войны», чье детство украла война. Она считается одной из известных книг на тему дети и война. Казалось бы, она создавалась легко. Молодой литератор взяла магнитофон, прошла по адресам, что-то спрашивала, записывала, рассказы затем переносились на бумагу… и книга готова. Но за этой легкостью – огромный труд души писателя.

Последние свидетели минувшей трагедии – это белорусские, украинские, литовские, русские мальчики и девочки. Их связывает одно – воспоминание о войне. Ребята перечисляют темы, названия воспоминаний, коротко их пересказывают. Зверства карателей. Страх детей. Концлагерь. Детдом, голод, одиночество. Жизнь в партизанском отряде. Детские игрушки (игрушками детей войны были цветные стеклышки, перышки из подушки).

Книга написана не только об ужасах и жестокости войны, но и содержит проблемы, важные и для нас сейчас – это проблемы милосердия, доброты, человеческой взаимопомощи, чуткости памяти, благодарности.

В автобиографической повести «Мальчики с бантиками» писатель В. Пикуль описывает события, которые происходили на Соловецких островах 1942-1943 годах в школе юнг и на эсминцах Северного флота. В 1942 году советское командование решило, что лучшего места для обучения юнг не найти. Соловки – настоящий оазис Русского Севера, который раскинул свои пленительные кущи посреди студеного Белого моря. Здесь здоровый климат, от сосен и моря дух насыщается бодростью, а целительная вода озер закаляет тело. Перед читателем подростки, будущие юнги, 14-15 лет «в основном горожане, дети пролетариев и интеллигентов»; все они разные. Главный герой Савка Огурцов, один из самых дисциплинированных юнг, отличник учебы; Джек Баранов – рассудительный, надежный; Николай Поскочин – умный философ, отличник учебы, но не лишен человеческих слабостей; Витька Синяков – приспособленец, хитрый, недисциплинированный; Финикин – осторожен, жил особнячком, себе на уме; у Федора Артюхова отец погиб, мать немцы угнали, пришлось воровать, но он сохранил внутреннее достоинство. Судьба каждого сложилась по-разному, у некоторых очень трагично.

Все меньше остается людей, которые пережили Великую Отечественную войну. Пока живут раненные войной люди, их память – мост между войной и миром. Обязанность молодых – хранить эту память, перенимать их опыт, ответственность за само существование человечества на Земле.

В заключении информационного часа школьники проверили свою эрудированность в историческом блиц-опросе, затронувшем темы мужества и патриотизма.

Составитель: Костина А.Е., главный библиограф ЦГБ.